Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Уроки русского языка во 2-м классе

Набойченко Оксана Владимировна, учитель начальных классов, специалист высшей категории, учитель – методист, лауреат районного конкурса «Учитель года 2011».
 

Родилась в 1970 году в городе Харьков. Окончила Харьковский педагогический университет имени Г.С.Сковороды. С 1989 года работала в Харьковской гимназии № 46 имени М.В. Ломоносова учителем начальных классов. С 2011г. работает в Москве. В процессе работы постоянно совершенствует своё педагогическое мастерство. Имеет награды управления образования, дипломы выставки педагогических идей и технологий, научно-практических конференции, золотую медаль I Международного салона инноваций.

Биоадекватную методику преподавания внедряет в свою работу с 2007 года. Проводит мастер-классы по внедрению биоадекватной методики преподавания. В 2010 – 2012 годах были проведены мастер-классы в городах: Вологда, Москва, Харьков, Ялта.

 

 
Урок 1.

Текст и предложение

 
Тип урока: вводный урок.
 
Цели урока: образовательные. познакомить учащихся с новым учебником, восстановить и закрепить полученные ранее знания о тексте и предложении как единице речи, формировать умение выделять предложения в устной речи и оформлять их на письме, развивающие: развивать связную речь, её выразительность умение работать в парах, воспитательные: воспитывать коммуникабельность, бережное отношение к учебникам.
 
Ход урока
 
I. Гармонизация пространства. Создание круга объединения.
 
- Добрый день, ребята. Сегодня замечательный день. Я летом отдохнула и с новыми силами, с радостью и удовольствием пришла на урок. Полны ли сил и решимости вы для нашей дальнейшей работы?
- Сейчас мы создадим большой круг, но сначала давайте настроимся на работу и пропишем круги в воздухе правой рукой, левой, двумя руками.
- Теперь становимся вкруг, будем подавать друг другу руки и передавать свою улыбку и хорошее настроение.
- Посмотрите, какой у нас получился большой круг друзей. Мы объединились для работы и можем отправляться в путь за новыми знаниями, за новыми победами.
 
Учитель предлагает детям поднять соединённые в круг руки и проскандировать: « В добрый путь!»
 
II. Сообщение темы и целей урока.
 
- Ребята, во 2 классе мы с вами будем продолжать изучать наш любимый русский язык, узнаем много нового и интересного. Нам в этом будет помогать учебник, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вспомним, из чего состоит наша речь, и отдохнём в увлекательном путешествии.
 
III. Работа по теме урока.
 
1. Знакомство с учебником
 
- Давайте рассмотрим учебник, который лежит перед вами. (Дети листают учебник, учитель обращает внимание на условные обозначения, правила, словарные слова, справочный материал).
- Кто автор?
- Знаком ли он вам?
- Как называется этот учебник?
- Как вы думаете, зачем создают учебники? Для чего они нужны?
- Какова роль учебника «Русский язык»?
- Давайте рассмотрим обложку. Из чего она сделана? Что изображено на ней?
- Рассмотрите форзацы. Что изображено на первом форзаце? На втором форзаце?
- Откройте оглавление. Прочитайте его и расскажите, что мы будем учить в 1 четверти?
- Учебник – наш друг. Он нам будет помощником на каждом уроке. Как нужно относиться к друзьям?
- Расскажите, какие правила пользования учебником вы знаете и будете соблюдать?
 
2. Чистописание.
- Теперь давайте подготовим наши пальчики для работы, сделаем упражнение «Гаечки-колечки». (Дети делают вращательные движения для каждого пальчика обеих рук).
- А сейчас вспомним написание буквы Тт и соединения с ней и напишем до конца строки правильно, красиво, аккуратно.
Учитель пишет на доске: Тт  те  ст тк  текст?
 
3. Изучение нового материала в оптимальном функциональном состоянии.(Рекомендуется  включить спокойную фоновую музыку «Звуки природы»).
 
а) Формирование образа-символа.
 
1) Сенсорно-моторный этап
 
- А сейчас мы с вами немного отдохнём и помечтаем. Сядьте, пожалуйста, удобно.  Представьте летний жаркий день. Ласково светит солнышко. Вы в деревне. Идёте узенькой дорожкой по полю. Почувствуйте запах трав, посмотрите, какие цвета вас окружают. Прислушайтесь к звукам природы. На поле растёт горох. Посмотрите, как он извивается, почувствуйте его нежные листочки. Представьте, как вы берёте в руки стручок гороха.
 
2) Символьный этап
 
Присмотритесь, на нём появляется слово «текст». Стручок в ваших руках раскрывается, вы видите горошины.Они лежат в определённом порядке и связаны друг с другом. Каждая горошина пусть будет для нас образом предложения. Первая горошина – это первое предложение, вторая горошина – второе предложение, третья горошина – третье предложение. В нашем тексте 3 предложения, они расположены в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и расположены в определённом порядке.
 
б) Повтор информации.
 
Посмотрите снова на стручок гороха. На нём слово «текст». Внутри стручка три горошины – это предложения. Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и расположены в определённом порядке, как горошины в стручке.
 
Поблагодарите стручок гороха за знания. Поблагодарите это замечательное место за отдых.
 
(Учитель предлагает ученикам встать и организует физкультминутку.)
 
4. Физкультминутка.
По дороге Петя шел,
Он горошину нашел,
А горошина упала,
Покатилась и пропала.
Ох, ох, ох, ох!

Где-то вырастет горох.

(Ходьба на месте)

(Упор присев, встать)

(Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону)

(Наклоны головы вправо-влево)

(Руки на голову)

(Прогибаясь назад, руки развести в стороны)

 

IV. Закрепление знаний.

3) Логический этап
 
1. Беседа, составление образона.
 
- Как вы представили себе место отдыха?
- Что чувствовали во время путешествия?
- Какой образ увидели? (Стручок гороха)
- Опишите его.
- Нарисуйте этот образ в тетрадях.
- Что он обозначал в нашем рассказе? (Текст)
- Запишите слово «текст» на вашем рисунке.
- Что находится внутри стручка? (Горошины)
- Образом чего они являются? (Каждая горошина – это образ предложения)
- Запишите внизу, под стручком с горошинами, слово «предложения».
- О каких знаниях нам напомнил стручок гороха? (Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и расположены в определённом порядке)
 
в) Показ образона учителя. Проверка правильности своей работы.
- Посмотрите на рисунок на доске. Сравните его со своими рисунками. Дополните, если вы что-либо пропустили.
 
2. Закрепление информации с помощью вкусовых ощущений.
 
- Для того, чтобы лучше запомнить это правило, я вас угощу горошком, который стал образом нашей новой темы. (Учитель блюдечки с горошком даёт трём ученикам (по одному из каждого ряда), и дети проходят между рядами, предлагают всем попробовать горошек).
 
4) Лингвистический этап
 
3. Работа в парах с деформированным текстом.
 
- Посмотрите на доску. Прочитайте.

Он очень вкусный.

Наступило жаркое лето.

Дети любят кушать молоденький горошек.

У бабушки в саду вырос горох.

 

- Что вы прочитали? (Предложения)

- Как вы думаете, что можно сделать с этими предложениями? (Поменять местами. Составить текст)

- Поменяйте местами предложения, составьте текст.

- Прочитайте текст, который у вас получился.

- Докажите, что это текст.

- Перед вами лежат карточки с предложениями. Прочитайте.

 

Дни стали короче.

Засеял мелкий холодный дождь.

Незаметно прошло жаркое лето.

По небу поплыли серые тучи.

 

- Поработайте в парах, поменяйте местами предложения и расставьте цифры в квадратиках так, чтобы получился текст.

- Прочитайте.

- Докажите, что это действительно текст.

- Запишите в тетрадь первое предложение из этого текста.

 

4. Работа с учебником. Упражнение 2

Дети рассматривают рисунок, озаглавливают его и составляют 3–4 предложения по рисунку.

 

5) Моторно-кинестетический этап

V.Двигательное закрепление материала.

Учитель предлагает детям встать и придумать, как показать образ горохового стручка с помощью рук (взяться за руки в группах по 3-4 человека). Каждой группе предлагается придумать собственный текст

6) Архивирование информации

VI.Итог урока.

- Какие знания вспомнили сегодня на уроке?

- Какие новые знания получили на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

 

VII.Домашнее задание.

Красиво нарисуйте красками ваш образ стручка с горошинами. Если вам захочется придумать другой образ, нарисуйте его и принесите на следующий урок. Выполните упражнение 2 (часть 2).

7) Творческий этап

8) Этап воплощения

 
 
Урок 6.

Роль речи в жизни человека

 
Тип урока: комбинированный урок.
 
Цели урока:

образовательные: уточнить знания учащихся о речи как средстве общения,

развивающие: развивать память, внимание, воображение, мышление,

воспитательные: формировать  толерантность, коммуникабельность.
 
Ход урока
 
I. Гармонизация пространства.
 
- Здравствуйте, ребята. Сегодня чудесный осенний день. Осень по-прежнему радует нас тёплыми солнечными деньками. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
 
II. Сообщение темы и целей урока.
 
- Вначале урока мы с вами напишем коротенький тест по теме «Звуки и буквы», а затем приступим к изучению новой темы «Речь». Мы поговорим о значении речи в жизни человека.
 
III. Актуализация знаний.
 
1. Тест по теме «Слово и предложение» (Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 2 класс/ Сост. В.А. Синякова.- М.:ВАКО, 2012)
 
Учитель объясняет задания, далее дети работают самостоятельно.
 
2. Чистописание.
 
- Пальчиковая гимнастика.
 
(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими)

 

Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом как только можно

Крепко-накрепко сожмём.

Учитель пишет на доске:

Рр  ор  ре ар речь

IV. Работа по теме урока.

1. Изучение нового материала в оптимальном функциональном состоянии

(Рекомендуется  включить спокойную фоновую музыку «Звуки природы»).

а) Формирование образа-символа.

 
1) Сенсорно-моторный этап
 
- Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Сядьте удобно, расслабьтесь.
 
Вы оказались в древнем мире. Осмотритесь вокруг. Вас окружают исполинские деревья и травы. Прислушайтесь к звукам, почувствуйте запах огромных просторов дикой природы. Где-то вдалеке пасётся мамонт. Вот пролетела неизвестная огромная птица и села на берегу реки. Мы слышим дробь барабанов. Присмотритесь, это древние люди вдалеке на острове передают на землю сигналы. Смотрите на берег, там появились люди, они стали жестикулировать и показывать цветные предметы. Тяжело было древним людям, они не умели говорить. Им сложно было понять друг друга, подружиться, научить чему-либо, объединиться для охоты или защиты от врагов. Они не владели речью. Передавали друг другу сигналы с помощью жестов, стука барабанов, цветов, рисунков, огня, гудения  ракушек или трубы.
 
Мы возвращаемся в наше время. Представьте себя на песчаном берегу реки. Природа изменилась. Посмотрите, вокруг знакомые деревья и травы, в воздухе летают бабочки и жучки, растут цветы. Радость наполняет нашу душу. Обращаем внимание на большой цветок. Посмотрите, какой он формы, цвета, почувствуйте запах.
 
2) Символьный этап
 
Присматриваемся, в серединке проявляется слово «речь», смотрим на лепесточки, там тоже проявляются слова. На одном лепесточке – «объясняем», на другом – «спрашиваем», на третьем – «советуем», дальше – «узнаём», «учим», «утешаем», «сообщаем». С помощью речи люди понимают друг друга, узнают много нового и интересного, она помогает дружить и жить в мире и согласии.
 
б) Повтор информации.
 
Посмотрите снова на цветок. Серединка – слово «речь», лепестки – слова «объясняем, спрашиваем, советуем, узнаём, учим, утешаем, сообщаем». С помощью речи люди понимают друг друга, узнают много нового и интересного, она помогает дружить и жить в мире и согласии.
 
Поблагодарите цветок за знания. Поблагодарите песчаный берег реки за отдых.
 
(Учитель предлагает детям встать и организует физкультминутку)
2. Физкультминутка.
На лугу растут цветы  небывалой красоты.
К солнцу тянутся  цветы, с ними потянись и ты.

Ветер дует иногда, только это не беда.

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.

А потом опять встают и по-прежнему цветут.

Ну, а нам пора садиться и учиться, не лениться.

(Потягивания—руки в стороны) (Потягивания — руки вверх)
(Дети машут руками, изображая ветер)
(Наклоны)
(Дети садятся за парты)

 

IV. Закрепление знаний.

3) Логический этап
1.  Беседа, составление образона.
 
- Где побывали в своём путешествии?
- Как выглядел окружающий мир?
- Что чувствовали?
- Что узнали о древних людях?
- Где оказались потом?
- Как изменились ваши ощущения?
- Какой образ увидели?
- Какой он был?
- Нарисуйте в тетрадях цветок, который рассматривали.
- Какое слово появилось в серединке цветка? (Речь)
- Напишите слово «речь» в серединке цветка.
- Какие слова возникали на лепесточках? (Объясняем, спрашиваем, советуем, узнаём, учим, утешаем, сообщаем)
- Запишите эти слова на лепестках.
- Сравните свой образ с образом на экране, дополните его.
 
 
- Какие знания мы получили с помощью цветка?
 
4) Лингвистический этап
 
5) Моторно-кинестетический этап
 
2. Работа с учебником.
 
Упражнения 15, 16.
 
(Учитель объясняет задания, организует работу с данными упражнениями на своё усмотрение)
 
6) Архивирование информации
 
V. Итог урока.
 
- Отгадайте загадку: «Она — волшебница, и вы с ней знакомы. Вы встречаетесь с ней в стихах, сказках, рассказах, повестях. Она помогает вам делиться мыслями и чувствами с другими людьми». Кто эта волшебница? (Речь)
 
- Для чего человеку нужна речь?
 
VI.Домашнее задание.
 
Нарисуйте красиво свой образ цветка красками. Если захотите, придумайте свой образ, нарисуйте его и принесите на следующий урок.
 
Упражнение 17.
 
7) Творческий этап
 
8) Этап воплощения
 
Урок 8.

Выделение предложений в письменной и устной речи

 
Тип урока: комбинированный урок.
 
Цели урока:

образовательные:закрепить понятие об устной и письменной речи, формировать умение выделять предложения в устной речи и правильно оформлять их на письме,

развивающие: развивать связную речь учащихся, логическое мышление, память, интерес к русскому языку, развивать творческие способности учащихся, развивать  словарный запас, расширять кругозор,

воспитательные: формирование чувства языка, коммуникабельность.

 
Ход урока
 
I. Гармонизация пространства.
 

Наступило бабье лето —

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше

После зябкого денька?..

 

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Жить осталось два-три дня.

                                       Д.Б. Кедрин

 

- Вот так красиво описывает тёплые осенние дни Д.Б. Кедрин. И мы с вами рады тёплым осенним солнечным денькам.

- Как ваше настроение сегодня?

- Настроены ли на работу?

- Тогда с улыбками – в путь.

 

II. Сообщение темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы проанализируем ваши контрольные работы и продолжим работу над темой «Речь». Будем тренироваться выделять предложения в устной речи и правильно оформлять их на письме.

III. Работа по теме урока.

1. Анализ контрольного списывания.

Учитель систематизирует ошибки и проводит работу над каждой из них.

2. Чистописание.

(Учитель организует пальчиковую гимнастику.)

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот средний длинный,

Он как раз посередине.

Этот указательный

Пальчик замечательный.

Большой палец хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

 
(Растирать все пальчики, начиная с мизинчика)
 
 
 
 
 
 
 
 
(Переплести пальцы в замок)

 

Учитель пишет на доске:

Вв  вд  гв

вдруг

 

3. Словарно-орфографическая работа.

- Знакомство со словарным словом вдруг. Сравнение произношения и написания. Обратить внимание на согласный в конце слова.- Подбор синонимов: неожиданно, внезапно;

одновременно, разом, сразу.

- Составить предложение с этим словом.

4. Изучение нового материала в оптимальном функциональном состоянии.(Рекомендуется  включить спокойную фоновую музыку «Звуки природы

а) Формирование образа-символа.

 
1) Сенсорно-моторный этап
 
- А теперь давайте отдохнём и помечтаем. Сядьте удобно, расслабьтесь.
 
Жаркий летний день. Вы очутились на солнечной поляне. Оглядитесь вокруг. Что вас окружает?  Какие краски, запахи, ощущения у вас возникают в этом комфортном месте отдыха и тишины? Представьте, что вы выбираете себе уютное место и ложитесь на травку, нагретую солнышком. Какие ощущения у вас возникли?
 
2) Символьный этап
 
Посмотрите на глубокое бездонное голубое небо. На нём появилось облако. Рассмотрите его форму. На что оно похоже? Облако движется, постоянно меняет свою форму, размеры. Наблюдайте за ним. Теперь облако разделилось на три части, стало три отдельных облака. Попросите эти облака стать образами нашего урока. Присмотритесь к первому облаку, на нём появляется точка. В конце предложения может стоять точка. Присмотритесь ко второму, на нём появляется вопросительный знак. В конце предложений может стоять вопросительный знак. Присмотритесь к третьему, на нём уже проявился восклицательный знак. Облака в небе, как и предложения в нашей речи, располагаются отдельно друг от друга. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой.
 
б) Повтор информации.
 
Давайте снова посмотрим на облака, образы предложений: на первом облаке  видим точку, на втором облаке – вопросительный знак, на третьем – восклицательный знак.  Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой.
 
Поблагодарите облака за знания. Поблагодарите это чудесное место покоя и тишины за отдых.
 
(Учитель предлагает детям встать и организует физкультминутку.)
 
5. Физкультминутка.
 
Ветер веет над полями,
И качается трава.
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнём.
(Дети плавно качают руками над головой)
 
(Потягивания — руки вверх)
 
 
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)
 
(Ходьба на месте)
(Дети садятся)

 

IV. Закрепление знаний.

3) Логический этап
 
1.  Беседа, составление образона.
 
- Как выглядело ваше место отдыха?
- Что вы чувствовали во время путешествия?
- Какие образы видели? (Облака)
- Нарисуйте их в тетради.
 
- Что появилось на первом облаке? (Точка)
- На втором? (Вопросительный знак)
- На третьем облаке? (Восклицательный знак)
 
- Напишите на первом облаке точку, на втором – вопросительный знак, на третьем – восклицательный.
- Сравните свои образы с образами на экране.
 
 
- Образом чего стали облака на нашем уроке?
 
- Какие знания вы получили? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой).
 
4) Лингвистический этап
 
2. Работа с правилом.
 
- Давайте проверим знания, которые получили, по учебнику (с.14).
 
Дети читают правило, выполняя упражнение «Лесенка» (Соединяют указательный палец правой руки с большим пальцем левой, а указательный палец левой руки с большим пальцем правой. Проговаривая правило, дети перебирают пальчики, словно двигаясь по лесенке. Сначала читают несколько раз вслух вместе с учителем, потом проговаривают правило по памяти также хором вслух).
 
3. Фронтальная работа
 
- Прочитайте запись на доске:
 

В небе плывут белоснежные облака

Как они красивы

На что похоже каждое из них

- Что вы прочитали?

- Докажите свою мысль.

- Какой знак поставите в конце каждого предложения?

- Как будете отделять предложения друг от друга в устной речи?

- Прочитайте предложения выразительно.

 
5) Моторно-кинестетический этап
 
4. Работа с учебником.
 
Упражнение 24.
(Учитель объясняет задание, организует работу детей).
 
3. Творческая работа в парах.
 
- В каком случае в конце предложений ставится вопросительный знак?
- А восклицательный?
- Когда ставим точку?
- Составьте, работая в парах, помогая друг другу, 3 предложения. В конце первого предложения чтобы стояла точка, в конце второго – вопросительный знак, в конце третьего – восклицательный.
 
6) Архивирование информации
 
V. Итог урока.
- Какое правило выучили на уроке?
- Как в письменной речи одно предложение отделяется от другого?
- А в устной?