Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Основные положения арома-фитопсихологии как научного направления.


Концепция самосознания

Концепция здоровьесбережения и здоровьеразвития

Концепция уровней взаимодействия человека с растительным миром

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРОМА-ФИТОПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Л.И. Брайко, к. психол. н., вице-президент КАНОН, член-корр. НАНО
руководитель ноосферного предприятия «Арома-Фиолет»
Крым, Ялта.

Научно-технический прогресс нашей цивилизации с нарастающей силой способствует отрыву человечества от взаимодействия с естественной, природосообразной и экологической основой его жизнедеятельности – растительным миром.

Наше окружение стремительно заменяется на искусственный и синтетический продукт органической и квантовой химии. Лечебные средства, продукты питания, косметические, парфюмерные и гигиенические средства, одежда, мебель, строительные материалы и прочие продукты потребления всё меньше содержат натуральных ингредиентов, что неизбежно сказывается на качестве всех уровней здоровьесбережения системы «человек».

Мы достигли такого уровня технического прогресса, что от нашего свободного выбора, определённого самосознанием, зависит существование растительного мира и, как следствие, наше собственное развитие.

Для гармоничного развития человечества и сохранения жизни на Земле уровень познания глубины материального мира должен быть обеспечен более высоким уровнем постижения духовных принципов устройства Мироздания, только так человечество может обеспечить себе благоприятную почву для эволюционного развития.

Исследования учёных последних столетий, таких как И.В. фон Гёте «Опыт о метаморфозе растений» (1790г.), С. Ганемана «Органон врачебного искусства» (1833г.), Р. Штайнера «Очерк тайноведения» (1910г.), «О загадке человека» (1916г.), «О загадках души» (1917г.), фон Герцеле (1876г.), Р. Хаушка «Учение о субстанции», «Учение о лекарственных средствах» (1963г.), основанных на идеях древнегреческого врача Гиппократа (460г. до н.э. – 377-566гг. до н.э.) и особенно его принципе «врач лечит, природа исцеляет», а также учениях Парацельса (1493-1541гг.) и его идей о человеческом микрокосме, в котором отражаются все элементы макрокосмоса, показали неизбежность инволюционного психофизиологического развития системы «человек» при злоупотреблении синтетическими средствами.

Опыты ф. Герцеле (1876г.) в Клинико-терапевтическом институте в Арлесхайме (Швейцария) в области исследования влияния различных веществ на организм человека показали, что вещества, полученные путём химического синтеза из каменноугольных смол и нефти, оказывают совершенно иное воздействие на психофизиологическое состояние человека, чем те же вещества, полученные из растений, хотя химически они могут быть идентичны [11, с. 210]. Было доказано, что синтетические субстанции невозможно потенцировать и применять в гомеопатии.

Р. Хаушка в «Учении о лекарственных растениях» приводит график метаморфозы углерода, где выделяет биологическую область динамической действительности, оказывающую лечебное действие, и область подприроды, «отражённый мир», способствующий инволюционным процессам (рис.1).

Рис.1. Метаморфоза углерода (Р. Хаушка)

В своих исследованиях многие учёные рассматривали человека и растительный мир, функционирующих в системе тело (материя)-душа-дух. Дальнейшее научное развитие темы влияния духовно-материальных качеств растений на психофизиологическое состояние человека и возможности его эволюционного роста стало возможным с открытием научной Теории Творения и генетического энергоинформационного Единства Мира (Б.А. Астафьев) и Всеобщих Законов Мира (Б.А. Астафьев, Н.В. Маслова).

Научные работы академика Бориса Александровича Астафьева «Теория Творения и генетического единства Мира» и «Алгоритм эволюции» открыли высочайшего масштаба Путь для многих современных ученых в различных областях исследований. То, что до открытия Генома Мира и Всеобщих Законов Мира было отнесено к области религии, метафизики и философии, стало реальным научным достоянием нашей цивилизации: «и весь этот видимый и невидимый Мир является генетически единой энергоинформационной системой, созданной Творцом – единым Богом, живущей и развивающейся по Его Законам – Законам Творца» [2, с. 9].

Фундаментальные законы Вселенной (Б.А. Астафьев) оказали и ещё окажут мощное влияние на развитие психологии как науки о душе. Благодаря научному доказательству функционирования души как системы тонкоматериального мира, мы смело можем рассматривать психофизиологическое развитие человека как часть целостного эволюционного развития Мира, в котором человек играет свою роль и, согласно Всеобщим Законам Мира, несёт ответственность, определённую Творцом, перед всеми царствами природы, в том числе и растительным.

Современная психология, изучающая закономерности функционирования и развития психики животных и человека, является только частью космичной психологии, открывающей возможность заглянуть в психические явления всех систем Мира «живого организма, гигантского Генома Мирового Духа – Творца, распределенного в управляемых им системах» [2].

Все системы Мира, такие как вселенные, галактики, звёзды, планеты, системы планеты Земля – минералы, растения, животные, человек – «имеют душу» [2, с. 176]. Они проходят индивидуальные пути эволюционного развития, направленные на достижение их Высшего Потенциала.

Наука доказала не только наличие души у всех космических систем, но и строгую иерархическую организацию устройства и развития Мироздания по Всеобщим Законам Мира. Открытие Законов Мира, особенно Законов естественного космического отбора [1, с. 140], Законов нравственности, Закона достаточности, или самоограничения, Закона духовно-сакрального целеполагания жизни, ставит перед учеными и производителями первоочередную задачу создания и внедрения в жизнь методов, технологий, и продуктов потребления, способствующих гармоничному сосуществованию и развитию всех систем нашего Мира.

Нами вводится в науку понятие арома-фитопсихологии, изучающей взаимодействие двух систем Мира – растительного и человеческого, и исследующей это взаимодействие как единую целостную систему «человек – растительный мир».

Арома-фитопсихология – это научно-практическая дисциплина, созданная на базе ТТГЕМ, ВЗМ и интегрирующая знание психологии, биологии, физиологии, нейрофизиологии, этноботаники, геологии, органической химии, физики, философии, эргономики, эстетики, этики.

Арома-фитопсихология® (от лат. aroma – аромат + греч. phyton – растение + psyche – душа + logos – учение) – психологическое направление, ориентированное на изучение, развитие высших потенциальных психофизиологических и нравственно-духовных возможностей человека с целью достижения им творческой и гармоничной личности при сознательном взаимодействии с целостной системой растительного мира.

Мы предлагаем рассматривать арома-фитопсихологию как научно-практическую дисциплину в более широком смысле в рамках системологии, что привод к появлению системологии взаимодействия человека с растительным миром или фитогуманистической системологии (от греч. phyton – растение, от лат. humanitas – человечность, лат. humanus – человечный, лат. homo – человек), изучающей и использующей организацию и самоорганизацию системы «человек-растительный мир». В отличие от этноботаники (введённый в науку американским ботаником Д.У. Харшбергером в 1895г.), исследующей взаимодействие людей с растениями в различных культурах, арома-фитопсихология раскрывает общий эволюционный принцип развития системы «человек-растительный мир».

Объектом арома-фитопсихологии является взаимодействие человека с растительным миром как система «человек-растительный мир».

Предметом арома-фитопсихологии является исследование уровней взаимодействия человека с растительным миром с целью создания методов и технологий, способствующих раскрытию высшего потенциала человека, а также сохранению и процветанию растительной жизни на Земле.

Цель арома-фитопсихологии – развитие системного, целостного (совокупно право- и левополушарного) мышления и раскрытие высших потенциальных психофизиологических, творческих и нравственно-духовных возможностей человека, благодаря гармоничному взаимодействию всех уровней системы «человек-растительный мир».

Структурное развитие арома-фитопсихологии, предложенное автором, представлено на рис. «Древо арома-фитопсихологии».

Арома-фитопсихология – наука нового поколения, направленная на развитие ноосферного мировоззрения. Понятие ноосферы (от греч. noos – разум и sphaira – шар) было предложено профессором математики университета Сорбонны Э. Леруа, совместно с философом П. Тейяром де Шарденом. Основываясь на лекциях по геохимии В.И. Вернадского, они представили ноосферу как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием.

Развитие ноосферного учения связано, в первую очередь, с именем профессора В.И. Вернадского. Его идея о неизбежном переходе биосферы в её высшую стадию – ноосферу (сферу разума) как закономерном эволюционном процессе стала жизненно необходимой темой дальнейшего выживания и развития нашей планетарной системы и Человечества. Ключевым фактором ноосферного движения является, в первую очередь, развитие разума человека как силы «устремлённой и организованной воли его как существа общественного» [8].

В.И. Вернадский рассматривал ноосферу не как всемогущество научной мысли человечества, а, главным образом, как его разумное гармоничное взаимодействие с природой, основывающееся на Космических Законах и способствующее планетарной и человеческой эволюции. Дополняя идеи В.И. Вернадского, современные учёные (Н.В. Маслова) характеризуют ноосферу как «новое эволюционное состояние биосферы, включающую Тонкие Миры, эволюционно взаимосвязанные с разумной (или неразумной) деятельностью человека. Ноосфера – среда и эпоха единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности, нового качества целостного мышления» [11, с. 254].

Актуальность становления арома-фитопсихологии как науки вызвана первостепенной задачей человечества, заключающейся в необходимости постижения и адекватного применения Всеобщих Законов Мира в период цивилизационного кризиса. Выдвинутая ноосферной наукой цивилизационная идея ХХI века – развитие общества в направлении конгруэнтности Всеобщим Законам Мира (Н.В. Маслова) – стала идеологической базой арома-фитопсихологии.

Теория арома-фитопсихологии основывается на аксиомах достижения конгруэнтности [10, с. 231] человека со Всеобщими Законами Мира:

1. Коррекции научных взглядов на Природу, Мир, человека, общество, а также на постижение Генетического энергоинформационного единства Мира.

2. Трансформации мышления человека и человечества в направлении системной целостности и природосообразности.

3. Реинжиниринг целей, концепций, методологий, технологий, планов общества в русле экологичного и нравственного императивов на основе Всеобщих Законов Мира.

Методология арома-фитопсихологии

Теоретико-методологическую основу арома-фитопсихологии составляют современные научные труды в области единства Мира: Теория Творения и генетического энергоинформационного Единства Мира (д.филос.н., д.мед.н., академик Б.А. Астафьев), Всеобщие Законы Мира (Б.А. Астафьев; д.психол.н., академик Н.В. Маслова), общие законы человеческого общества, общие законы познания и постижения, специальные законы образования (Н.В. Маслова), общая теория систем (д.биол.н., д.филос.н., академик Ю.А. Урманцев), специальные законы психики человека (д.психол.н., академик Н.В. Антоненко), общие законы управления (д.филос.н., академик М.В. Ульянова).

Постулаты арома-фитопсихологии

Арома-фитопсихология, основываясь на теории Творения и генетического энергоинформационного Единства Мира, Всеобщих Законах Мира, интегрируя научные достижения, направленные на здоровьесбережение человека и развитие целостного, творческого мышления личности, базируется на постулатах, способствующих её развитию как новой научно-практической дисциплины. Эти постулаты в основном выражаются:

В концептуальном взгляде на растительный мир как на целостную, эволюционирующую систему, достигшую на планете Земля своего высшего потенциала, выраженного в цветении, аромате, устремлении к свету и являющейся образцом биотехнологических, эстетических и других идеалов для человеческого Мира.

Во включении в процесс взаимодействия человека с растительным миром не только биохимических свойств растений, но и их духовно-энергетических составляющих. Мы можем задействовать в методах арома-фитопсихологии более глубокие духовные страты генома системы растений, т.е. их душу, тем самым обогащая и развивая свой собственный геном. Для более полного понимания души всех систем обратимся к определению Б.А. Астафьева: «Душа – энергетическая генетическая система тонкого мира, комплементарная с геномом атомно-молекулярной системы. Доминируя в этой связке, душа пронизывает все элементы атомно-молекулярной системы, реагирует на поступающую информацию и направляет жизнедеятельность атомно-молекулярной системы по оптимальному пути. Она хранит память о прежних ее воплощениях. Душа обладает абсолютной памятью, в том числе связанной с жизнью данного существа, записанной в виде паттернов (отпечатков) на ее кристаллах и духовных стратах» [2, с. 322].

В методологии применения растительных средств. Основой методов арома-фитопсихологии является осознанная и целенаправленная работа человека над саморегуляцией, саморазвитием и самосовершенствованием с помощью комплекса всех свойств растений, способствующая развитию целостного мышления. Методы арома-фитопсихологии – это, в первую очередь, методы осознания своего «Я», своих потенциальных возможностей и их путей реализации через целебный мир растительного царства. Методы арома-фитопсихологии базируются на последних достижениях наук, знаниях древневосточной медицины о растениях и на синтезе учений великих пророков, учителей, философов, достигших величайших успехов в познании своего пути и посвятивших жизнь просветлению человечества.

В арома-фитопсихологии мы рассматриваем растительное царство как духовную систему, не отделяя красоту её материальной формы от её не менее красивого и богатого тонкоматериального духовного мира. Накопленный веками философский, религиозный, метафизический и научный опыт познания природы показывают, что система растительного мира и система «человек» едины в своей эволюции. Мы имеем с растениями общую основу в атомно-молекулярном и тонкоматериальном пространстве. В настоящее время человечество обладает практически полной информацией о свойствах растительного мира, только нужно объединить биолого-материалистические взгляды с познаниями тонкоматериальных и энергетических животворящих сил души и духа.

Основные подходы в арома-фитопсихологии

Арома-фитопсихология, основываясь на научных, философских, метафизических и религиозных принципах, использует для изучения взаимодействия человека с растительным миром следующие подходы:

  • Системономический (системный, целостный, синергетический)
  • Аксиологический
  • Акмеологический
  • Культурно-гуманистический
  • Экологический
  • Экологичный
  • Космичный, духовный
  • Эволюционный
  • Этический
  • Эстетический
  • Символический
  • Когнитивный
  • Природосообразный
  • Здоровьесберегающий
  • Здоровьеразвивающий

Системный, целостный, синергетический и системономический подходы

В арома-фитопсихологии мы рассматриваем взаимодействие человека с растительным миром с позиции системного подхода, выявляя закономерности и взаимосвязи системы «человек – растительный мир».

Определяя взаимодействие человека с растительным миром как систему, мы изучаем все отношения этой системы, используя целостный подход.

Синергетический подход, как развитие системного подхода, определяется в арома-фитопсихологии многомерностью уровней взаимодействия человека и растительного мира, включая синергию материи, души и духа системы «человек – растительный мир».

Системообразующие понятия, применяемые в арома-фитопсихологии:

Согласно системономии, Система«целое, составленное из ряда взаимодействующих элементов, каждый из которых или их простая сумма не обладают всем комплексом качеств, которыми обладает система, т.е. система эмерджентна по отношению к любому из составляющих её элементов, а потому она богаче в выборе средств эволюционного развития. Система создаётся для реализации определённой цели и имеет набор первичных элементов, объединённых отношениями их единства на основе правил композиции.» [9, с. 181].

Система «человек – растительный мир» в арома-фитопсихологии представлена в виде концептуальной модели уровней взаимодействия человека с растительным миром (см. схема 1), созданной на базе концепции самосознания системы «человек» (см. схема 2).

Элементами концептуальной модели системы «человек – растительный мир» являются (см. схема 1):

- Элементарный, энергетический и информационно-интеллектуальный уровень взаимодействия человека с растительным миром;

- Элементарный, энергетический и информационно-интеллектуальный уровень самосознания системы «человек»;

- Биохимический, энергетический и информационно-интеллектуальный уровень здоровьесбережения системы «человек»;

- Свойства и качества растительного мира.

Связи между элементами концептуальной модели системы «человек – растительный мир» базируются на Всеобщих Законах Мира, Общих законах человеческого общества, Общих законах познания / постижения, Общих законах управления, специальных законах психики человека, образования, здоровьесбережения и др. [2-7].

Композицией концептуальной модели системы «человек – растительный мир» является творческий уровень взаимодействия человека с растительным миром, конгруэнтный психотипу интегрированной личности. Целью создания композиции концептуальной модели является эволюционное развитие системы «человек – растительный мир», внедрение в практику специальных законов здоровьесбережения и здоровьеразвития (Л.И. Брайко), ранее неизвестных в психологической и здоровьесберегающей практике.

Системономический подход в арома-фитопсихологии способствует определению траектории развития системы «человек – растительный мир». В концептуальной модели системы «человек – растительный мир» целью дальнейшего развития системы «человек – растительный мир» является интуитивно-духовный уровень взаимодействия человека с растительным миром:

Схема 1. Концептуальная модель взаимодействия человека с растительным миром

Схема 2. Базовая модель уровней самосознания системы «человек»

Библиография

1. Астафьев Б.А. Алгоритм эволюции. – М.: Институт холодинамики, 2010. – 440 с.

2. Астафьев Б.А. Теория Творения и генетического единства Мира. – М.: Институт холодинамики, 2010. – 672 с.

3. Астафьев Б.А. Ум, сознание, интеллект, мышление. – М.: Институт холодинамики, 2011. – 180 с.

4. Безант А. Человек и его тела. – М.: Амрита – Русь, 2009. – 160 с.

5. Безант А., Ледбитер Ч. Мыслеформы. – М.: Амрита-Русь, 2008. – 176 с.

6. Бейли Алиса А. Душа и её механизм. – М.: Амрита – Русь, 2007. – 304 с.

7. Бейли Алиса А. Трактат о космическом огне (том I). – М.: Навка-3, 2001. – 592 с.

8. Вернадский В.И. Биосфера. Избранные сочинения. – М.: Наука, 1990.

9. Маслова Н.В. Периодическая система Всеобщих Законов Мира. – М.: Институт холодинамики, 2005. – 184 с.

10. Маслова Н.В. Периодическая система Общих законов человеческого общества. – М.: Институт холодинамики, 2006. – 292 с.

11. Хаушка Р. Учение о лекарственных средствах. – Калуга: Духовное познание, 2004. – 296 с.

ОТЗЫВЫ