Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Тема урока: «Сложноподчиненное предложение. Виды подчинительных предложений»

 

Скачать презентацию

 
НООСФЕРНЫЙ УЧИТЕЛЬ Подберезина Светлана Ивановна, кандидат психологических наук, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог муниципального автономного нетипового общеобразовательного учреждения "Гимназия №2" города Мариинска Кемеровской области.

Образование высшее, педагогический стаж работы 21 год.  Изучает ноосферное образование с 2002г. Внедряет ноосферную методику преподавания русского  языка и психологии с 2003г. Является автором модели организации школьной  психологической  службы, защищенной  кандидатской диссертацией (2010 г.)

2009г. - Лауреат международного конкурса "Виват, учитель!". Урок "Сложноподчиненные предложения" (биоадекватная методика преподавания русского языка).

2011г. - Лауреат областного конкурса "ИТ-педагог Кузбасса" в номинации "Современный урок, ИКТ и информационная культура"

2012г. - победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации.

2012г. - лауреат областного конкурса "Педагогические таланты Кузбасса". Приз - грант в размере 500 тыс. руб. для гимназии.

По результатам ЕГЭ в 2012 году учащиеся Светланы Ивановны показали результат выше регионального и выше Российского уровня - процент выполнения - 100%.

Публикации С.И. Подберезиной.

1.    Ноосферный ребенок (концепция программы) // Ноосферное образование – стратегический ресурс планеты/Сб. докладов XV и XVI Международных научно-практических конференций, Москва – Алматы, 2004. – М. – Алматы: Институт холодинамики, 2004. – С.215-221.

2.    Здоровьесберегающее сопровождение учащихся в условиях предпрофильного и профильного обучения //Муниципальная методическая служба: опыт и перспективы развития/ Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Тверь, 2004. – С.52-57.

3.    Здоровьесберегающее сопровождение родителей в ноосферной подготовке // Законы мира и образование/Сб. докладов XVII и XX Международных конференциях по ноосферному образованию, Москва, 2006. – М.: Институт холодинамики, 2006. – С. 404-407.

4.    Познай самого себя// Законы мира и образование/Сб. докладов XVII и XX Международных конференциях по ноосферному образованию, Москва, 2006. – М.: Институт холодинамики, 2006. – С.275-282.

5.    Саморегуляция педагога и обучающегося // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/Сб.тезисов, книга 2007/2008 учебный год. – М.: «Первое сентября», «Чистые пруды», 2008. – С. 627.

6.    Здоровьесберегающее сопровождение родителей// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/Сб.тезисов, книга 2004/2005 учебный год. – М.: «Первое сентября», «Чистые пруды», 2005. – С. 536.

7.    Альтернативное образование? // Мастер-классы педагогов МОУ «Гимназия №2»/Управление образования Мариинского района, Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр». Мариинск, 2008. – С. 75-78.

8.    Школа ноосферного развития / Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Образовательные стратегии 21 века: ноосферное образование». Севастополь, 2009. – С136-138.

9.    Использование здоровьесберегающего и природосообразного метода на уроках русского языка. Разработка урока по теме «Виды придаточных предложений». 9-й класс. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/Сб.тезисов, книга 2009/2010 учебный год. – М.: «Первое сентября», «Чистые пруды», 2010. – С. 429.

10.     Ноосферное мышление как фактор качества  образования и здоровья гимназистов// Ноосферное образование в Сибири/ сборник научно-методических материалов ( в печати).

11.     Ноосферная модель психологической службы школы. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2010. – 32с.

12.     Ноосферная модель псхологической службы школы/ Сборник докладов XXX  Международной научно-практической конференции по ноосферному образованию. / Под ред. Куликовой Н.Г.  Симферополь: Издатель ФЛП Лемешко К.А. 2011. – С150-157. 

 

План-конспект урока
 

Подберезина С.И., учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №2» г.Мариинска

Цель:

образовательная: ознакомление обучающихся с основными видами придаточных предложений, о способах их различения;

развивающая: раскрытие и развитие природных задатков учащихся (творческих способностей), развитие образного (правополушарного) мышления;

воспитательная: формирование духовно-нравственного мировоззрения, воспитание трудолюбия, самоорганизованности, инициативности; воспитание любви к родному языку.

 

Тип урока: 

вводный урок по теме с использованием биоадекватной методики преподавания

 

Оборудование  урока: 

- образон  видов подчинительных предложений;

- компьютер, слайды;

- диск с релаксационной музыкой, звуками природы;

- цветные карандаши, альбомы для работы с образоном.

 

План урока.

1.      Организационный этап (настрой обучающихся на работу).

2.      Орфографическая разминка, подготавливающая к восприятию новой темы. (Слайды)

3.      Объяснение нового учебного материала (учебная релаксация).

4.      Физминутка.

5.      Воспроизведение полученной информации (работа с образоном).

6.      Закрепление учебной информации (упражнения, задания, работа с учебником).

7.      Контроль.

8.      Задание на дом.

9.      Подведение итогов урока, рефлексия.

 

Ход урока.

1.      Приветствие.

Покажите, какое у вас сейчас настроение?

Улыбнитесь соседу по парте, другому соседу.

Поприветствуйте друг друга

- как хорошие знакомые;

- как миллионеры в своем банке;

- как космонавты из космоса;

- как счастливые люди!

2. Орфографическая разминка.

Распределите схемы в 2 столбика. По какому признаку вы

это сделаете?
 
   
1.[…], […], […].

6.[…], (которые…).

11.   [… , (когда..), …].

2.И[…], и[…], и[…].

7.[…] : […].

12.   […], а[…].

3.(Когда…), […], (что…).

8.Либо[…], либо[…].

13.   […] – […].

4.[…], зато […].
9. […], […].
     14. (Если…), […].

5.[…], (что…), (чего…).

10.То ли[…], то ли […].

 

 

Орфографическая разминка. Ответ.

 
Бессоюзное сложное        Сложносочиненное         Сложноподчиненное
предложение                       предложение                     предложение
1, 7, 9, 13                                2, 4, 8, 10, 12                       3, 5, 6, 11, 14
 

3. Для того чтобы подойти к изучению новой темы, разберем данное предложение по членам.

В поле золотые колосья волнуются от нежного ветерка.

На какие вопросы отвечают члены предложения?

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Общий вопрос: о чем (о ком) говорится в предложении?

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Общий вопрос: Что говорится о предмете речи? Уточняющие вопросы: Что делает предмет? Какой он? Кто он такой? Что такое предмет? Каков он?

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда?  почему? зачем?  и как?

Вспомните основные виды обстоятельств:

1)  места,
2) времени,
3) причины,

4) образа действия и степени,

5) сравнения,
6) цели,
7) условия,
8) уступки.

Объяснение нового материала.

Релаксация.
 

Сядьте удобно. Закройте глазки. расслабьтесь. Почувствуйте, как удобно расположилось ваше тело, как ему комфортно.

Вам легко и свободно.

Представьте, что вы идете по пшеничному полю .Колосья созревшие, полные. Полюбуйтесь волнующимся от ветра пшеничным полем… Вдохните аромат зреющего хлеба… Окунитесь в эти золотые волны. Насладитесь видом этого замечательного поля, его ароматом. Наполнитесь счастьем, как эти колосья наполнились силой жизни…Пошлите свою любовь и радость всему, что вас окружает. И сами примите любовь в ответ.

Возьмите один замечательный колос. Внимательно рассмотрите его. Полюбуйтесь его полнотой, силой, жизнью…
 
Попросите его стать символом видов придаточных предложений в сложноподчиненном предложении.
Посмотрите, на стебле и  зернышках для вас высвечивается информация.
 
Виды придаточных предложений соотносятся с членами предложения.  
 
Какого она цвета? Как она появляется?

Рассмотрев эту надпись вы легко читаете следующую информацию.

Виды придаточного можно определить по вопросу, по союзу или союзному слову, (и) по синтаксической роли указательного слова.

Как это просто! Виды придаточного можно определить по вопросу, по союзу или союзному слову, (и) по синтаксической роли указательного слова.

 
По строению и значению сложноподчиненных предложений различаются следующие основные виды придаточных предложений:
 
подлежащные,
сказуемные,
определительные,
дополнительные,
обстоятельственные.

Эта информация высвечивается на спелых, полных, крупных зернышках волшебного колоса…

Первый вид придаточных – подлежащные. Они отвечают на вопросы подлежащего и прикрепляются к главному союзными словами кто, что и др. и союзами что, будто, чтобы и др. Чаще придаточные подлежащные раскрывают содержание подлежащего, выраженного местоимением.
 
Посмотрите на следующую информацию, которая высвечивается для вас. Придаточные сказуемные. Отвечают на вопросы сказуемого. К главному предложению они прикрепляются союзными словами кто, каков, какой, который и др. и союзами что, чтобы и др. Придаточные сказуемные раскрывают содержание указательных местоимений, выполняющих в составе главного функцию сказуемого.
 
Следующий вид придаточных – придаточные определительные. Отвечают на вопросы определения. Относятся к члену главного предложения, выраженному существительным, и всегда стоят после него. К главному предложению придаточные определительные прикрепляются союзными словами который, какой, чей, что, где, когда и др. Например: На ладони – зерно, дороже которого нет для человека.
 
Посмотрите на следующую информацию. Придаточные дополнительные. Отвечают на вопросы дополнения. Чаще всего они относятся к сказуемому, прикрепленному к главному союзами что, будто, чтобы и др. Придаточные дополнительные – одно из средств передачи косвенной речи. Например. Человек дорожит тем, во что он вложил частицу своей души, своего сердца. (Люблю, когда волнуется от ветерка  пшеничное поле)
 
Последний вид придаточных – обстоятельственные. Они отвечают на вопросы обстоятельств. Эти вопросы задаются от всего главного предложения или от состава сказуемого.

Далее вы можете прочитать следующую информацию. По соотношению с членами предложения выделяются 9 разновидностей обстоятельственных придаточных: места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки. Например. Где поле защищено лесом, пшеница вызревает лучше. (придаточное места, прикрепленное к главному союзным словом где).

Еще раз посмотрите на свой удивительный колос. Прочитайте информацию, расположенную на колосе. Запомните виды придаточных предложений – подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные (которые имеют 9 разновидностей: места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки).
 
Поблагодарите ваш колос за важную информацию… и отпустите…
 
Вы оглядываетесь вокруг и видите – посередине этого поля на красиво вышитой скатерти появились разные пшеничные вкусные изделия. В  центре – батюшка-каравай с выпеченным узором в виде колоса. Рядом печенья, булочки, пончики, румяные оладьи… Чего только нет на этом богатом столе!

Вы вдыхаете аромат горячего хлеба, кушаете все, что вам захочется…

 И вот вы замечаете, что на любом пшеничном изделии есть информация для вас. Это информация о видах придаточных предложений.

Вы берете печенье в виде улыбающегося сердечка и читаете: «Придаточные подлежащные. Отвечают на вопросы подлежащего. Прикрепляется к главному союзными словами кто, что и др. и союзами что, будто, чтобы и др.»

Вы с благодарностью съедаете печеньку и чувствуете, что ваши знания окрепли. Вы съедаете другую печеньку с информацией: «Придаточные сказуемные. Отвечают на вопросы сказуемого. К главному предложению они прикрепляются союзными словами кто, каков, какой, который и др. и союзами что, чтобы и др»

Колос передал информацию всему, что можно из него сделать.

А теперь с благодарностью и любовью отпустите все образы, которые вы увидели.

А сами возвращайтесь в этот кабинет. Почувствуйте ногами пол, почувствуйте, как расположена ваша спина, пошевелите пальцами рук, поверните голову вправо, влево. Откройте глаза и улыбнитесь.

4. Физминутка.

5. Кто хочет поделиться своими впечатлениями, ощущениями,  тем, что он увидел? Какие чувства вы испытали?
 

Раздается колос каждому ученику.

Посмотрите на этот колосок. Полюбуйтесь им, потрогайте его усики, почувствуйте полноту зерен. Может, этот колосок пахнет хлебом? Похож ли ваш колосок на этот колос?

Нарисуйте колос, который вы увидели в своем месте покоя.

Вспомните надписи, которые вы прочитали на этом удивительном колосе.

Рассмотрите образон, расположенный на слайде. Сверьте свои записи в альбоме с предложенным на слайде.

Какие изделия из этих прекрасных колосьев вы увидели и попробовали? Какого они были вкуса? Какой аромат от них исходил?
 

Раздаются печенья каждому ученику.

Попробуйте улыбающиеся печеньки. Они тоже несут информацию нашего колоска.

Какая информация высвечивалась на ваших печеньях? Вспомним её.

 
6. Работа с учебником, творческие задания, работа по группам.

1)  Закончите предложения.

Виды придаточных предложений соотносятся с … (членами предложения).

Вид (значение) придаточного предложения можно определить по …, …, … (вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова).

 
2) Задания по группам.

а) Изобразите сложноподчиненное предложение. Покажите разное положение придаточного предложения по отношению к главному.

б) Составьте диалог, в котором используйте только сложноподчиненные предложения. (Были ли трудности в составлении диалога? Чем они были вызваны? В каких случаях мы используем СПП? Как вы думаете, в каком типе речи чаще используются СПП? Почему? (При рассуждении, так как придаточные предложения раскрывают информацию, данную в главном предложении))

Темы: «Мечты сбываются?», «Моё любимое занятие» или своя тема.

в) Мини-исследование.

Раздаются три вида текстов разных типов речи. Определить (можно подсчитать), при каком типе речи чаще используются СПП?

 

Текст 1. (Тип речи - повествование)

 

Деметра (греч.) - Церера (рим.)

Деметра - богиня плодородия и земледелия, покровительница материнства. Значение имени - "мать-земля" или "мать зерна".

В средневековых книжных иллюстрациях Деметра выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. Её атрибуты — колосья, плоды, серп, иногда рог изобилия.

Это благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах. Она наполняет амбары земледельца запасами. К Деметре взывают, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву. Сочеталась в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, иплодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия. Деметра научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю.

 

Текст 2. (Тип речи - описание)

Пшеница (лат. Triticum) — род травянистых, в основном однолетних, растений семейства Злаки, или Мятликовые, ведущая зерновая культура во многих странах, в том числе и России.

Мука из зёрен пшеницы идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Пшеница также используется как кормовая культура, входит в некоторые рецепты приготовления пива.

Корневая система мочковатая, колоски расположены колосом, по одному в каждом углублении его стержня. Стержень у диких видов ломкий. Колоски 2—5-цветковые; цветы тесно сближены, только нижние 1—3 плодущие, верхние мужские или неразвитые. Наружные колосковые чешуи (плёнки) парные, широкие, тупые, наверху по крайней мере с 1 зубцом или с 1 или несколькими остями. Нижняя цветковая чешуя на спинке выпуклая, часто ладьеобразная, со многими жилками, на конце с 1 или несколькими зубцами или остями. Зерно с глубокой бороздкой, на вершине пушистое, свободное.

 
Текст 3. (Тип речи - рассуждение)

Слово «пшеница» - имя существительное. Докажем это.

Во-первых, к именам существительным относятся знаменательные слова, которые являются названиями живых существ, обозначают предметы, явления и события реальной действительности  или называют в качестве предметов мысли любые действия и состояния, свойства или отношения. В нашем случае слово обозначает предмет речи.

Во-вторых, оно отвечает на падежный вопрос что?, то есть имеет грамматическую категорию падежа.

В-третьих, слово «пшеница» имеет и другие морфологические признаки, свойственные имени существительному. Например, женский род, нарицательное, неодушевленное, вещественное, 1 склонение.

В-четвертых, синтаксическая роль – подлежащее или дополнение.

Таким образом, слово «пшеница» - существительное, так как оно имеет морфологические признаки данной части речи.

 
7. Выполнение упражнения для закрепления темы и отработки навыка различения видов придаточных предложений.
 (Из учебника Русский язык: Практика. 9кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Ю.С.Пичугова. – М.: Дрофа, 2003, с.57.)
     

Каждому ученику раздаются карточки с началом предложений. Обучающиеся могут работать на карточках.

 
Продолжите предложения, используя для этой цели соответствующие придаточные. Определите вид (значение) придаточных.

1. Природу надо беречь (почему?), потому что … .

2. Ежедневную зарядку делают для того (для чего? с какой целью?), чтобы … .

3. Запоминаются те книги (какие?), которые … .

4. Обычно успеха достигает тот (кто?), кто … .

5. Ответ таков (каков?), каков … .

6. Не будешь тужить (при каком условии?), если … .

7. На душе весело (когда?), когда … .

8. На привал лучше расположиться там (где?), где … .

9. Не забывай о том (о чём?), что … .

 
2. Сколько раз в этих стихотворных отрывках встречается подчинительный союз что?
 

Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною…

                                   (А.С.Пушкин) – союзное слово
 

Известно, что слоны в диковинку у нас…

                                   (И.А.Крылов) – союз
 

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку…

                                   (Б.Пастернак) – союзное слово
 

Знаешь, я читала,

Что бессмертны души…

                                   (А.Ахматова) – союз

 

3. Составьте сложноподчиненные предложения, используя союзы и союзные слова.

            Тот …, кто; кто…, тот…; то…, что…; всё…, что…; каков…, таков…; … в том, что… .

 

7. Задание на дом.

Домашнее задание может быть творческим: дети могут придумать новый образон по данной теме, составить сказку, рассказ, написать стихотворение или песню.

 

8. Итог урока. Рефлексия.

Беседа.

Давайте вспомним наше пшеничное поле, замечательный колос. О чём он нам поведал?

- Какие виды придаточных вы знаете?

- На какие вопросы они отвечают?

- Назовите средства связи в сложноподчиненных предложениях.

- От какой части главного предложения можно задать вопрос к придаточному?

 - Как вы себя чувствуете?

- Что вам сегодня удалось на уроке? Что нет?

- Какого цвета ваше настроение?

 

Конец урока. Прочитать четверостишие Н.Масловой.

 

По тем законам, что родится колос

И солнца луч струится с высоты

В гармонии вселенского созвучья

Живешь и ты…
                                   Н.Маслова
 

Мы являемся частицами природы. Как и колосья пшеницы, мы столь же гармоничны. Но, может быть, кому-то до чувства полной гармонии не хватает выполнения какого-то желания?

Каждому ученику раздается конфета «Мечта».

Предлагаю вам взять волшебную конфету с удивительным названием «Мечта». Загадайте самое заветное желание и съешьте волшебную конфету. Ваше желание исполнится.

Пожелание дальнейших успехов.

Благодарение за активную работу на уроке.

Приглашение на следующее занятие.