Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Программа федерального эксперимента МОУ СОШ 23-1

Утверждаю:

Научный руководитель:
Маслова Наталия Владимировна-
Доктор психологических наук,
Кандидат исторических наук,
Член Президиума РАЕН,
Председатель бюро Московского отделения
«Проблемы школьного образования»
в рамках секции «Ноосферные знания
и технологии» РАЕН.

Проект деятельности муниципальной опытно - экспериментальной площадки

«Экологизация учебно-воспитательного процесса через внедрение природосообразных здоровьесберегающих образовательных технологий»

Программа опытно – экспериментальной работы

Тема: «Экологизация учебно-воспитательного процесса через внедрение природосообразных здоровьесберегающих образовательных технологий»

1.1. Обоснование темы

В последние годы заметно возросли поиски концепций новой школы. Модернизация общественного образования должна выдвинуть новую модель российской школы в число наиболее перспективных и конкурентоспособных образовательных систем. «Нашему образованию необходим качественный рывок. У многих есть желание говорить об изменениях, но оставлять всё по-старому. Менять, ничего не меняя. Нельзя всё время стоять на месте, делая вид, что всё хорошо и ничего трогать не нужно. Перед нами стоит актуальная задача обновления образования. И здесь нам нужна помощь и педагогов, и родителей, и общества в целом». (А.А.Фурсенко. О реформах образования. )

На современном этапе развития общества необходима переориентация общественного сознания на новые принципы и задачи образования. Традиционная образовательная система целиком пронизана императивом подготовки человека знающего, в то время как мир нуждается в личности, понимающей и сознающей себя, общество и культуру. Наши выпускники, двигаясь по своей жизненной траектории, подчас испытывают затруднения. Они часто не способны вести диалог с быстро меняющимся миром. Многие из них руководствуются нединамичным мышлением.

Поэтому само время диктует нам новое представление о результатах деятельности образовательной системы: воспитание человека с целостным, здоровым экологичным мышлением, вооружение его эффективными инструментами для самостоятельного выбора своего места в обществе, для умения ставить цели, выбирать средства и видеть последствия своих действий. Необходимо воспитать личность, владеющую универсальным методом познания и преобразования внутреннего и внешнего мира в системном природосообразном, интеллектуально и эстетически безопасном ключе.

«Будущее России , наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов».(В.В.Путин. Стратегия развития России до 2020г.) В последние годы подъём творческой энергии деятелей науки, образования обусловлен потребностями гармонизации ценностных, духовных и практических отношений людей между собой и окружающим миром. Лишь глубокое осознание происходящих перемен во взглядах на мир, овладение новой методологией, позволит нам обеспечить «… переход образовательной системы на новую ступень по стандартам нового поколения. Причём, темпы инновационного развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня». (Д.А.Медведев. Форум руководителей образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование»).

Кроме того, государственная политика РФ направлена не только на модернизацию структуры и содержания общего образования, но и на экологизацию образования.

Экологизация образовательного процесса предполагает:

  • здоровьесбережение и здоровьеразвитие личности в процессе обучения
  • эффективное усвоение информации и умение применять её в жизни;
  • формирование целостного созидательного мировоззрения.
  • Экологизация означает обращение к естественным, присущим от природы способам, метода восприятия информации, направленным на активизацию целостного природосообразного мышления. «Мудрость состоит в том, чтобы прислушиваться к голосу природы и поступать согласно её законам». (Гераклит)

    Ведь не случайно, педагогическая наука и практика единодушны в оценке одной из причин кризиса образования: несоответствие психофизических возможностей детей реальным учебным нагрузкам. Решение проблемы нормализации учебного процесса становится актуальной стратегической задачей. С одной стороны, современная школа накопила достаточный опыт и научно – методический багаж для обеспечения качественно нового уровня образования. С другой, углубление и расширение содержания ведётся в основном путём количественного наращивания знаний через включение в план дополнительных предметов и увеличение объёма получаемой информации. Как следствие, возрастает объём домашних и самостоятельных работ, учебные перегрузки, снижается качество усвоения предметов, возрастает риск ухудшения здоровья учителя и ученика. Отсюда появляются разнообразные методики, направленные на оказание помощи учащимся в организации его познавательной деятельности и усилении эффекта усвоения. Это эйдетические методики, направленные на укрепление памяти человека (А.Р.Лурия, И.Ю.Матюгин). Это «опорные сигналы» В.Ф.Шаталова, «блочная подача материала » П.М.Эрдниева, в основе которых лежат идеи П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина об «основных единицах усвоения» и «оперативных схемах действия». Координация различных форм мышления: образного и логического с использованием различных видов наглядности

    ( Н.Д.Скороспешкина, Н.А.Мешкова). И, наконец, природосообразный метод преподавания учебных дисциплин, лежащий в основе современной образовательной системы «Ноосферное образование», разработанной доктором психологических наук, кандидатом исторических наук, членом президиума РАЕН, специалистом в области истории методологии науки и образования, академиком Масловой Н.В.

    Ноосферное образование - это синтез достижений нейрофизиологии, эргономики, физиологии и других многих наук. Основоположником учения о ноосфере является академик В.И.Вернадский. Именно он впервые указал. что «…биосфера по мере эволюции человечества постепенно переходит в ноосферу – сферу разума, когда люди активно участвуют в общественной жизни образовательном процессе ». Ещё в то время В.И.Вернадский отмечал: «Нет сейчас вопроса более грозного и более важного, чем вопрос об образовании…ибо пройдёт время, когда не будет времени о нём думать, а надо будет просто решать» . Внедрение в педагогику ноосферного образования – образования разумного, является ярким подтверждением этих слов. Труды И.Р.Пригожина, Б.А.Астафьева, Ю.А.Урманцева, И.Н. Шванёвой и других учёных стали базовыми в формировании основ ноосферного образования. Интегрировав их с лучшими педагогическими концепциями Я.А.Коменского, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, удалось разработать целостную научную концепцию ноосферного образования. Инновационной задачей ноосферного образования является обеспечение права человека на целостное творческое мышление и ноосферное сознание. Необходимо раскрыть внутренние ресурсы личности ученика, выявить уже заложенные в нём природой потенциальные возможности.

    Современная образовательная система «Ноосферное образование», опираясь на новейшие естественнонаучные фундаментальные открытия о человеке (его организме, психике, интеллекте), решает задачи экологизации учебно - воспитательного процесса внедрением природосообразных здоровьесберегающих технологий:

    • биоадекватного метода преподавания учебных дисциплин, располагающего принципами естественных, здоровьесберегающих условий работы и учёбы;
    • природосообразных учебных средств;
    • БОС – биологически обратной связи. (БОС синхронизирует процессы мышления и чувствования, углубляет процессы осмысления мира и повышает качество образования, гармонизируя личность);
    • курсовой переподготовки педагогов.

    Природосообразность признана научным принципом программы и понимается как знание и учёт в образовательном процессе природы мозга, природы человеческого организма, природы и работы информации. Методическим принципом программы призван этический императив (Н.Моисеев), понимаемый , как использование в образовательном процессе методов, технологий, учебно-воспитательных средств, не способных нарушать природной гармонии: биоритмов тела, мозга, окружающей среды и позволяющих мотивировать позитивный выбор.

    Важная роль в предоставленной программе принадлежит психологии. Современные научные открытия помогут расширить знания в данной сфере, получить инструмент работы над психологическими проблемами, научиться самим и помочь учащимся жить в гармонии с собой и окружающим миром.

    1.2. Объект и предмет исследования

    Объект исследования – учебно – воспитательный процесс

    Предмет исследования – экологизация учебно-воспитательного процесса через внедрение природосообразных здоровьесберегающих образовательных технологий

    1.3. База эксперимента

    Настоящий эксперимент представляет общественно-педагогическую инициативу реализации идей и средств ноосферного образования в условиях школы . Руководство экспериментом осуществляет «Отделение Ноосферного образования» Российской Академии естественных наук. Научный руководитель эксперимента - доктор психологических наук, кандидат исторических наук, член президиума РАЕН, специалист в области истории методологии науки и образования, академик Маслова Наталия Владимировна.

    Специфика и объём экспериментальной работы определяется количеством педагогов-экспериментаторов, характером их мотивационной готовности, опытом предшествующей инновационной деятельности и включает следующие направления:

    • переподготовку преподавательских кадров на основе целостного мышления;
    • внедрение биоадекватного метода преподавания учебных дисциплин;
    • разработку авторских программ, биоадекватных учебных пособий.

    РАЕН «Отделение Ноосферного образования»:

    • осуществляет научное руководство экспериментом;
    • занимается обучением педагогов школы здоровьеразвивающим и здровьесберегающим технологиям в системе «Ноосферное образование»;
    • проводит научно-теоретический и практический анализ состояния перехода к природосообразному преподаванию учебных дисциплин в школе;
    • осуществляет научное руководство разработкой авторских природосообразных программ, учебных пособий, создаваемых педагогами;
    • участвует в работе методического центра, оказывая помощь в разработке технологии внедрения экспериментальных программ в учебно-воспитательный процесс, в проведении семинаров, педагогических, научно-практических конференций и других форм презентации экспериментальной модели;
    • осуществляет мониторинг экспериментальной деятельности.

    «Школа»:

    • организует работу в режиме эксперимента;
    • участвует в проведении контрольного тестирования с целью фиксации результатов успеваемости и анализа состояния здоровья учащихся;
    • создаёт условия для работы методического центра, пресс-центра;
    • проводит просветительскую работу с родителями по ознакомлению с применяемыми здоровьесберегающими технологиями;
    • предоставляет информацию в базу данных РАЕН, газету «Ноосферное образование», Интернет.

    Реализация эксперимента «Экологизация учебно-воспитательного процесса через внедрение природосообразных здоровьесберегающих образовательных технологий» позволит:

    • создать систему организованного практического изучения эффективности ноосферного образования;
    • сохранить и укрепить здоровье всех участников опытно – экспериментальной работы ;
    • повысить профессиональную компетентность
    • повысить интерес учащихся к познанию учебных предметов.

    1.4. Цель эксперимента

    Цель опытно – экспериментальной работы: обосновать и доказать, что внедрение природосообразной здоровьесберегающей образовательной технологии приведёт к экологизации учебно-воспитательного процесса.

    1.5. Задачи исследования

    1.5.1. Изучить научно – теоретические, методологические и практические основы Ноосферного образования.

    1.5.2. Апробировать и внедрить биоадекватную методику обучения.

    1.5.3. Исследовать эффективные пути реализации ноосферной технологии в нашем общеобразовательном учреждении.

    1.5.4. Апробировать биоадекватную методику обучения

    1.5.5. Разработать учебно – методические материалы по ноосферному образованию, биоадекватные учебные пособия, авторские программы

    1.6. Гипотеза исследования

    Внедрение в учебный процесс природосообразной здоровьесберегающей технологии « Ноосферное образование» сориентирует участников образовательного процесса на развитие целостного мышления и создаст условия для формирования здорового, гармонично развитого человека.

    1.7. Методы исследования

    Методологическая основа исследования определяется поставленными целями и задачами. Важнейшим аспектом методологии является системный целостный подход к экологизации учебно-воспитательного процесса. Предполагается использование комплекса методов:
    - теоретические (аналитический обзор; разработка экспериментальных программ; моделирование целостного педагогического процесса)
    - экспериментальные (внедренческий эксперимент ; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта; наблюдение; беседа; анкетирование; биоадекватная презентация информации; педагогический анализ деятельности педагогов и учащихся )

    Мониторинг экспериментальной деятельности

    Общие параметры

    1. Уровень гармонии личности: логика/интуиция, стабильность/дестабильность (А.Н.Ануашвили)

    2. Культурно-психологический потенциал: способности к самопознанию, саморегуляции, саморазвитию, творчеству, конструктивному общению и деловому поведению (О.И.Мотков)

    3. Уровень здоровья: самооценка по симптомокомплексам и поведенческим синдромам (Г.А.Кураев, В.М.Войнов)

    4. Учебная мотивация: личностный смысл, способность целеполагания, мотивация достижения, ведущие мотивы (М.И.Лукьянова)

    5. Качественная успеваемость

    Специальные параметры

    1. Тревожность (По Филлипсу)

    2. Острая заболеваемость и др.

    1.8. Предполагаемые результаты

    1. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Овладение ими новым педагогическим мышлением.

    2. Повышение интереса учащихся к познанию учебных предметов.

    3. Создание системы организованного практического изучения эффективности ноосферного образования.

    4. Разработка учебно – методических материалов, авторских программ, биоадекватных учебных пособий.

    5. Доклады и статьи в научно – педагогических изданиях. Научно – практические конференции и семинары по экологизации учебно – воспитательного процесса.

    6. Сохранение и укрепление здоровья всех участников опытно – экспериментальной работы.

    1.10. Сроки эксперимента и этапы исследования

    Экспериментальная работа рассчитана на 3 года .

    1. 1 этап – проектировочный

    - изучение условий научно – практической деятельности

    - создание нормативно – правовой базы эксперимента

    - разработка программы опытно – экспериментальной работы

    - планирование деятельности

    - переподготовка учителей

    - создание творческой группы (научно – методического совета)

    - исследование уровня развития учащихся

    - анализ состояния здоровья (по медицинским картам)

    2.2 этап – формирующий

    реализация программы опытно – экспериментальной работы

    3. 3 этап – обобщающий

    - систематизация, обобщение , оформление результатов эксперимента

    - анализ результатов опытно – экспериментальной работы

    - соотнесение результатов с поставленными целями

    Предполагаемые результаты каждого этапа работы:

    1 этап:

    1. Программа опытно – экспериментальной работы

    2. Пакет методик для исследования уровня развития учащихся и анализа состояния здоровья

    3. Пакет документов нормативно – правовой базы эксперимента

    2 этап:

    1. Создание системы организованного практического изучения эффективности ноосферного образования.

    2. Пакет методик для отслеживания результативности опытно – экспериментальной работы

    3. Разработка учебно – методических материалов, авторских программ, биоадекватных учебных пособий.

    4. Доклады и статьи в научно – педагогических изданиях.

    5. Научно – практические конференции и семинары по экологизации учебно – воспитательного процесса.

    3 этап:

    1. Создание единой системы мониторинга

    2. Сборник материалов экспериментальной работы

    3. Представление опыта в базу данных РАЕН