Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Проект эксперимента МОУ СОШ 2 Лобня

Утверждено:
Нач. Отделения «Проблемы школьного образования»
Российской Академии естественных наук
Маслова Н. В. _____________________
«____» ______________ 2008 г.

Проект эксперимента

«Экологизация учебно-воспитательного процесса через внедрение природосообразных здоровьесберегающих образовательных технологий»

Научный руководитель:
Мазурина Л.В., к. психол. н.,
советник РАЕН Отделения «Проблемы школьного образования»

Рассмотрено на
методическом совете
МОУ СОШ №2
г. Лобня
Протокол № ________
от ____________2008 г.
Директор:
Беликова С.Д.

Москва - Лобня 2008 г.

Содержание

1. Научные основы Проекта ««Экологизация учебно-воспитательного процесса через внедрение природосообразных здоровьесберегающих образовательных технологий»

2. Цели и задачи проектной деятельности

3. Образовательные ценности

4. Рабочая гипотеза, прогноз

5. Организационно-методическая модель эксперимента

6. Формы и методы работы

7. Общие и специальные параметры мониторинга

8. Сроки и этапы работы

9. Условия работы

10. Состав совета творческих групп

Научные основы проекта «Экологизация учебно-воспитательного процесса через внедрение природосообразных здоровьесберегающих образовательных технологий»

Мировая практика свидетельствует, что самой приоритетной ценностью, обеспечивающей прогресс общества, является образование. В настоящее время зарубежные и отечественные учёные отмечают кризисное состояние образовательной системы, которая не удовлетворяет современным запросам. Суть его заключается в «обращённости в прошлое» (Н.В. Антоненко, М.В. Ульянова 2007), ориентированности на устаревшие традиции, в отсутствии направленности на будущее.

«Слияние открытий в исследованиях окружающего нас мира и мира внутри нас» (М.Шелер) в области психологии, нейрофизиологии и др. предъявляют новые требования к педагогике.

Государственная политика РФ в данной области направлена на модернизацию структуры и содержания общего образования, экологизацию педагогических технологий, определив требование к его развитию: «соответствие с прогрессом знаний» и «сохранение фундаментальности». В число приоритетов совершенствования российской школы входят следующие позиции: разгрузка и обновление содержания образования, повышение качества образовательного процесса, обеспечивающее личностно-ориентированное обучение, широкое использование современных педагогических технологий, в том числе и здоровьесберегающих. Экологизация образовательно-воспитательного процесса предполагает:

  • здоровьесбережение и здоровьеразвитие личности в процессе обучения (качество образования и здоровья участников педагогического пространства актуализируются на уровне национальных проектов «Образование» и «Здоровье»);
  • эффективное усвоение информации и умение применять её в жизни;
  • формирование целостного созидательного мировоззрения.

Экологизация означает обращение к естественным, присущим от природы способам, методам и каналам восприятия информации, направленным на активизацию целостного природосообразного мышления.

Современная образовательная система «Ноосферное образование», опираясь на новейшие естественнонаучные фундаментальные открытия о человеке (его организме, психике, интеллекте), решает задачи экологизации учебно-воспитательного процесса внедрением природосообразных здоровьесберегающих технологий:

  • биоадекватного метода преподавания учебных дисциплин, располагающего принципами естественных; здоровьесберегающих условий работы и учёбы;
  • природосообразных учебных средств;
  • БОС – биологически обратной связи. (БОС синхронизирует процессы мышления и чувствования, углубляет процессы осмысления мира и повышает качество образования, гармонизируя личность);
  • курсовой переподготовки педагогов.

Цели и задачи проектной деятельности

Цели:

- знакомство с целостной, научно обоснованной образовательной системой и расширение представления о современных психолого-педагогических методах формирования целостной, гармоничной личности;

- содействие здоровому развитию участников образовательного процесса через внедрение природосообразных здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

- познакомить с научно-теоретическими, гносеологическими, методологическими и практи­ческими основами образования для устойчивого развития (Ноосферное образование);

- сориентировать на овладение технологией биоадекватного преподавания и организовать широкую практику данного здоровьесберегающего метода;

- создать условия участникам Проекта для активизации научного творчества через информационно-методическое обеспечение образовательной деятельности;

- вооружить инструментарием отслеживания психологических проблем и гармонизации личности, оптимизации межличностных отношений, развития позитивного творческого потенциала, формирования активной жизненной позиции;

- изучить эффективность ноосферных инноваций в системе динамического мониторинга экспериментальной деятельности

Образовательные ценности

- ориентация на успех;

- развитее творческого потенциала;

- активная социальная позиция.

Новизна Проекта сводится к природосообразности – соответствию процессов, инструментария системы образования природе трёх обязательных элементов, всегда присутствующих в любом акте познания, преподавания, воспитания. Эти 3 элемента: тело, мозг, информация. Они являются открытыми самоорганизующимися системами, и при общих синергетических законах имеют свои специфические закономерности функционирования.

Научным принципом Проекта признана системная природосообразность, понимаемая как знание и учёт в образовательном процессе природы мозга, природы человеческого организма, природы и работы информации.

Методическим принципом программы призван этический императив (Н.Моисеев), понимаемый как использование в образовательном процессе методов, технологий, учебно-воспитательных средств, не способных нарушать природной гармонии: биоритмов тела, мозга, окружающей среды и позволяющих мотивировать позитивный выбор.

Важная роль в предоставленной программе принадлежит психологии. Современные научные открытия помогут расширить знания в данной сфере, получить инструмент работы над психологическими проблемами, научиться самим и помочь учащимся жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Рабочая гипотеза

Познание и внедрение в учебный процесс природосообразных здоровьесберегающих технологий сориентирует участников образовательного процесса на развитие природосообразного целостного мышления, что является естественным инструментом развития творческих возможностей, успешности в обучении. Самореализация позволит улучшить состояние здоровья участников Проекта.

Прогноз

1. Повышение компетентности обучающихся в области психологии образования;

2. повышение уровня творческого развития участников Проекта;

3. повышение адаптивности функциональных систем организма обучающихся;

4. повышение качества знаний школьников;

Организационно-методическая модель эксперимента

Настоящий Проект представляет общественно-педагогическую инициативу реализации идей и средств ноосферного образования в условиях МОУСОШ №2 г. Лобня как экспериментальной площадки Российской Академии естественных наук.

Специфика и объём экспериментальной работы определяется количеством педагогов-новаторов, прошедших профессиональную переподготовку в Отделении «Проблемы школьного образования» РАЕН, характером их мотивационной готовности, опытом предшествующей инновационной деятельности и включает следующие направления:

- внедрение биоадекватного метода преподавания учебных дисциплин;

- обновление содержания образовательно-воспитательной работы в рамках дополнительного образования;

- разработка авторских программ, биоадекватных учебных пособий;

- обновление содержания учебных курсов для педагогов.

Все непосредственные участники эксперимента имеют возможность продолжения образования в аспирантуре и докторантуре РАЕН.

Модель взаимодействия участников эксперимента

РАЕН «Отделение школьного образования» осуществляет научное руководство Проектом, занимается обучением педагогов школы здоровьеразвивающим и здровьесберегающим технологиям в системе «Ноосферное образование».

Отделение проводит научно-теоретический и практический анализ состояния перехода к природосообразному преподаванию учебных дисциплин в школе.

Отделение осуществляет научное руководство разработкой авторских природосообразных программ, учебных пособий, создаваемых педагогами.

Отделение участвует в работе методического центра, оказывая помощь в разработке технологии внедрения экспериментальных программ в учебно-воспитательный процесс, в проведении семинаров, педагогических, научно-практических конференций и других форм презентации экспериментальной модели. Осуществляет мониторинг экспериментальной деятельности, предоставляет информацию в базу данных РАЕН, газету «Ноосферное образование», Интернет, занимается издательством исследовательских материалов.

«Школа» организует обеспечение Проекта.

Создаёт условия для работы психологического клуба, экологического центра, пресс-центра, творческих мастерских.

«Школа» участвует в проведении контрольного тестирования с целью фиксации результатов успеваемости и анализа состояния здоровья учащихся.

«Школа» проводит просветительскую работу с родителями по ознакомлению с применяемыми здоровьесберегающими технологиями.

Реализация Проекта «Экологизация учебно-воспитательного процесса через внедрение природосообразных здоровьесберегающих образовательных технологий» уже в самой своей организационно-методической основе дает:

- систему организованного практического изучения эффективности ноосферной технологии образования;

- возможность личностно-профессионального роста и творческой самореализации учителей и учащихся.

Организационная структура эксперимента

Формы и методы работы

Формы работы с педагогами

  • семинар, семинар-практикум
  • лекция
  • консультация
  • конференция

Формы работы со школьниками

  • биоадекватная методика преподавания
  • психологическое сопровождение
  • студийные проекты
  • творческие работы

Формы работы с родителями

  • собрания, консультации
  • круглый стол
  • индивидуальная работа

Методы проектно-экспериментальной деятельности

  • биоадекватный метод презентации информации
  • педагогический анализ,
  • психофизиологическая диагностика,
  • анкетирование,
  • наблюдение и др.

Мониторинг экспериментальной деятельности

Общие параметры

  1. Уровень гармонии личности: логика/интуиция, стабильность/дестабильность (А.Н.Ануашвили)
  2. Культурно-психологический потенциал: способности к самопознанию, саморегуляции, саморазвитию, творчеству, конструктивному общению и деловому поведению (О.И.Мотков)
  3. Уровень здоровья: самооценка по симптомокомплексам и поведенческим синдромам (Г.А.Кураев, В.М.Войнов)
  4. Учебная мотивация: личностный смысл, способность целеполагания, мотивация достижения, ведущие мотивы (М.И.Лукьянова)
  5. Качественная успеваемость

Специальные параметры

  1. Тревожность (По Филлипсу)
  2. Острая заболеваемость и др.

Сроки и этапы работы

Сроки деятельности – 3 года (2008 – 2011 г.).

I. Подготовительный

Переподготовка учителей (октябрь – февраль 2008-09)

Проектно-диагностический этап (2008 г., 2009 г., 2010 г.):

- изучение условий научно-практической деятельности;

- создание творческих групп;

- планирование деятельности на год, разработка (коррекция) общих и локальных программ;

- исследование уровня развития обучающихся (первый этап по учебным годам)

- анализ состояния здоровья (по медицинским картам)

II. Практический (март 2008г. – май 2011 г.):

- планирование экспериментальной работы;

- реализация программ экспериментальной работы;

III. Аналитический (май 2009 г., 2010 г., 2011 г.)

- исследование уровня развития обучающихся (второй этап по учебным годам);

- анализ и обобщение опыта работы (весь период эксперимента).

Состав Совета творческих групп

1. Гудилина С.В.

2. Макарова Г.Ю.

3. Яценко Т.В.

4. Крохин С.А.

5. Мазурина Л.В.

Форма предоставления результатов

1. Открытые мероприятия (учебные и внеклассные занятия, семинары и т.д.);

2. Научно-практические конференции учителей и обучающихся;

3. Доклады и статьи в научно-педагогических изданиях;

4. Методические рекомендации по использованию результатов эксперимента

Условия работы

Кадрово-психологические

- мотивационная готовность педагогов-новаторов,

- привлечение специалистов по мониторингу эффективности эксперимента,

Программно-технические

- наличие пакета экспериментально-образовательных программ, тестологического инструментария диагностики;

Материально-технические

- наличие технических средств развивающей и рефлексивной работы (компьютеры, мультимедийные проекторы, аудиомагнитофоны)