Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Наталья КУЛИКОВА: «Сибирские люди мыслят нестандартно»

Наталья КУЛИКОВА:
«Сибирские люди мыслят нестандартно».

Смотреть статью в источнике

«Власть труда» уже писала о том, что в нашем городе, впервые в Красноярском крае, прошла большая конференция по ноосферному образованию, в работе которой приняло участие около четырехсот ученых, педагогов, психологов и врачей. В наш город приехали московские научные сотрудники не только поделиться своими наработками, плодами долгого и кропотливого труда, но и дать мастер-классы, практические советы для минусинских учителей.

Что такое ноосферное образование, как вы пришли к нему и нужно ли оно нашим детям? Об этом, и не только, наш разговор с Натальей Геннадьевной Куликовой, президентом СибНАНО, первым заместителем генерального директора АНО «Центр ноосферного здоровья», доктором психологических наук, академиком РАЕН, руководителем Всероссийской школы-конференции «Ноосферное образование – парадигма качества».

— Я родилась на севере Кузбасса, в славном шахтерском городе Анжеро-Судженске. 13 лет работала в системе общего образования, занималась экспертизой здоровья и развития школьников от 1 до 11 класса. Работа мне очень нравилась до тех пор, пока я не поняла, что практика психолого-валеологического сопровождения учебного процесса с множеством невзаимосвязанных, а порой вообще ненужных, тестов и в целом педагогическая практика с ее фундаментальными противоречиями в области управления развитием реально вредит здоровью детей, ограничивает их мышление и творческую самореализацию. Мне посчастливилось встретить не только понимание, но подлинную профессиональную поддержку со стороны московского профессора психологии, историка, академика РАЕН, президента НАНО, автора концепции ноосферного образования Наталии Владимировны Масловой, которая однажды приехала в наш город с семинаром. С этого момента началась моя качественно новая жизнь: научная защита исследований, предложение о сотрудничестве, переезд в Москву и широкая научно-общественная работа в рамках отделения «Ноосферное образование» Российской академии естественных наук. Ноосферное – по В.И. Вернадскому значит разумное, соответствующее не только отдельным закономерностям индивидуального или, скажем, полового, развития ребенка, но также всеобщим законам природы. Это очень важно! Природа окружающего мира спаяна с личным опытом человека законами восприятия, переработки и передачи информации. Это единая система! Системную работу с учебной информацией в ноосферном образовании обеспечивает биоадекватная методика преподавания. Она уже давно оправдала себя как уникальный инструмент экологизации и гуманизации образовательного процесса, и мы продолжаем с учителями-новаторами изучать этот вопрос.

Сибирская душа всегда звала меня на любимую родину. И эта любовь проросла в межрегиональную программу «Школа ноосферного развития», которую я начала реализовывать в родном Кузбассе. Были получены положительные рекомендации от руководства Кемеровского государственного университета, института повышения квалификации учителей, новокузнецкого регионального центра подготовки персонала «Евраз-Сибирь». В результате прекрасный опыт апробации ноосферной модели образования сложился на базе Анжеро-Судженского горного техникума, детского спортивно-оздоровительного центра «Олимп» и Мариинской гимназии №2.

В Минусинск ноосферное образование пришло в 2010 году, с легкой руки замечательного учителя начальных классов, человека чистой души и здравого смысла, а теперь к тому же главного координатора ноосферного образования в Восточной Сибири Натальи Владимировны Поповой. Так программа «Школа ноосферного развития» разветвилась в локальных проектах природосообразного образования и здорового образа жизни, которые сегодня успешно воплощают в жизнь педагогический колледж, Русская школа №6, школа №4, Верхнекойская школа №17, некоторые детские сады. После II Всероссийской школы-конференции «Ноосферное образование – парадигма качества», проведенной в конце марта в Минусинске, к нам присоединились врачи и педагоги медицинского техникума. Основная аудитория – это, конечно, учителя, воспитатели, родители, те люди, которые живут в ногу со временем и живо откликаются на идеи ноосферного образования.

— Так чем же биоадекватный урок в ноосферном образовании отличается от традиционного?

— Чтобы ученик легко включился в учебный процесс, он должен захотеть работать на уроке, и чтобы эта работа была высокоэффективна, он должен быть максимально готов это делать на уровне психофизиологии. Отсюда – два ключевых отличия биоадекватного подхода к обучению.

Во-первых, это обязательная естественная синхронизация программного содержания с содержанием личности ребенка, целей учителя – с целями учеников на начальном этапе урока. Для этого специально организуется зона комфортного мышления, оптимальное функциональное состояние, задействуются центры удовольствия и положительный личный опыт ребенка. Новый материал прежде проживается на красивых природных образах, то есть становится сначала «своим», а потом уже «понятным».

И во-вторых, это качественно иной результат ноосферного образования, который я называю базовой компетенцией целостного мышления. Дело в том, что современная голографическая концепция мозга человека, предложенная нейрофизиологом Карлом Прибрамом, указывает «единицей» мышления, личного опыта, памяти – мыслеобраз. Мы мыслим мыслеобразами! Выбирая биоадекватную методику работы с учебным образом, учитель попадает в ядро системы обучения и одномоментно срабатывает на личностный результат саморазвития ребенка, предметный результат архивации в долговременной памяти конкретных знаний и метапредметный результат проектного, опережающего мышления. На мартовской конференции в отчетах минусинских педагогов прозвучали убедительные цифры, подтверждающие преимущества биоадекватного подхода к обучению.

— Существуют ли в этой методике определенные параметры и критерии оценки?

— Ноосферные учителя, в первую очередь, используют привычные параметры педагогического мониторинга – процент качества, абсолютную успеваемость. Они не меняют государственные образовательные стандарты, лишь нестандартно учат детей работать с информацией, вернее сказать, отрабатывают новый стандарт управления познавательной активностью на уроке. В классификации Г.К. Селевко биоадекватная методика находится в разделе современных природосообразных образовательных технологий. Поэтому специальными параметрами оценки будут физическое самочувствие ребенка, его работоспособность, настроение и др. К общепринятым критериям эффективности образовательного средства добавлю многоканальность восприятия, когда все тело участвует в процессе познания, ритмодинамичность учебного процесса, то есть попеременную работу правого и левого полушарий головного мозга, а также алгоритмичность и информационную безопасность как строго последовательную работу с мыслеобразами.

— Получается, стандартные уроки — это некое насилие над ребенком…

— Это – большой или малый, но каждый раз тотальный, стресс для организма и личности ребенка.

— А конкретный пример урока можете описать?

— Скорее, отдельный эпизод работы по новой теме, ибо биоадекватная методика применяется, в первую очередь, на уроке изучения нового. Самый ответственный момент получения новых знаний проходит в режиме учебной релаксации. Релаксация – это мышечное расслабление, то самое, которое снимает стресс и формирует оптимальное функциональное состояние. Пусть это будет урок окружающего мира, у нас же сейчас год экологии. Звучит приятная спокойная музыка, и мы предлагаем ученикам помечтать. «Представьте, что вы собираетесь в космическое путешествие. Поднимайтесь вверх! Почувствуйте красоту нашей планеты! А теперь представьте, как вы летите в просторы космоса. Приветствуйте прекрасные звезды!» Дети с удовольствием визуализируют, каждый представляет то, что ему нравится: кто-то летит на ракете, кто-то сам как птица. Идет создание зоны комфорта, ребенок снимает барьер по отношению к учебной ситуации. И дальше мы говорим: «Видите, приближается что-то желтое, похожее на апельсин! Рассмотрите этот апельсин, почувствуйте его аромат и тепло». Мы обязательно подключаем сенсорику. В традиционном уроке целенаправленно используются только органы зрения и слуха. Здесь подключаем все органы чувств, сначала в режиме воображения. Дальше этот апельсин становится той самой «дискетой», на которую будет записываться учебная информация: «Этот апельсин так похож на Солнце – центр нашей солнечной системы. Покружите в его лучах…» Далее развертывается специальная работа по закреплению и творческому освоению новых знаний.

— О запоминании… Может, пора перестать зубрить нашим школьникам исторические даты, математические формулы, понятия? Ведь всегда под рукой Интернет.

— Под рукой у нас всегда образное мышление! Натренированное правое полушарие поможет справиться с любой учебной задачей, ибо происходит внутренняя настройка на непроизвольнее запоминание и даже отбор информации. Лишнее проходит мимо, важное попадает во внутренний архив.

Такую методику можно использовать на разных занятиях начальной, основной, высшей школ. Ведь любая учебная информация может быть ассоциирована на природный образ.

— Для всех ли детей подходит методика ноосферного образования, или все-таки так называемым «физикам» она не по зубам?

— Развивать творческое целостное мышление полезно всем, даже если сначала будет трудно. Ваш «физик» воплощает в себе результат левополушарных технологий обучения левополушарной науке. Конечно, без предварительного опыта природосообразного образования в детском саду, начальной школе, он, будучи, скажем, подростком, не сразу расслабится, не сразу примет всерьез. Но потом ему понравится, потому что всем нравится быть самим собой.

Эта методика универсальна. Биоадекватные уроки подходят детям любого возраста, любого уровня физического и интеллектуального развития. Они пишут в отзывах: «Хотим еще!» Мы с вами живые, открытые, развивающиеся системы, которые пришли в этот мир, чтобы исполнить свое предназначение. Нам известны методики работы с этим ресурсом. К слову, отмечу, наши выпускники – совсем другие, ими трудно манипулировать, они самостоятельно и глубоко мыслят, они талантливы и успешны в любимом деле.

— Есть ли какие-то универсальные советы не только для педагогов, но и родителей?

— В повседневную жизнь необходимо вводить регулярные релаксационные практики. Специально организованное расслабление показано всем в целях профилактики психосоматических заболеваний и оздоровления.

Наблюдайте и изучайте закон резонанса в каждодневной жизни! Его еще называют законом притяжения: «Что излучаешь, то и получаешь!». Это очищает сознание и повышает ответственность за мысли, слова, поступки, укрепляет детско-родительские и профессиональные отношения.

Пусть учителя и родители читают научно-популярную литературу по ноосферному образованию и медицине, осваивают правополушарные технологии холодинамики, биоуправления, рисования, пусть смелее работают по биоадекватным учебникам и в школе, и дома.

К слову, для обмена опытом приглашаю горожан в группу вконтакте «Новые технологии здоровья и успеха».

— И все же, возвращаясь к началу нашего разговора, почему программу ноосферного образования вы реализуете именно в Сибири, не в Москве?

— В Москве тоже. И в нескольких регионах. Теперь совместно с Центром ноосферного здоровья, который получил на проектную работу по биоадекватному обучению положительные заключения экспертов Всемирной организации здравоохранения, Департамента образования и ведущих медицинских вузов г. Москвы, институтов развития образования Кировской области и Красноярского края. И все же – внимание на Сибирь. Здесь люди мыслят нестандартно, живут по законам природы, имеют здравый ум и социальную смелость. А в Минусинске вообще живут особенные люди! Даже воздух здесь особенный. Вся команда приезжих ученых на конференции это отметила. Наверное, поэтому именно в этом городе идет, пожалуй, самый интенсивный в России процесс ноосферного инновирования.