Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Ноосферная психология

Брайко Л.И. Ноосферная концепция самосознания

Вся история эволюционного развития человека – это история СОЗНАНИЯ и расширение принципа «роста осведомлённости», когда на смену личному самосознанию приходит самосознание Души, а затем Духа.

«Человек – это поля сознания, пронизывающие все слои мироздания, способные осознавать, развиваться и идентифицировать себя» [3, с. 141].

Проблема сознания и самосознания чрезвычайно сложна и многогранна. Без базовой теоретической основы, раскрывающей такие понятия, как ум, подсознание, надсознание, сверхсознание, память, мышление, мысль, информационная система, духовность интеллект и т.д., научное обоснование сознания и самосознания практически невозможно. Несмотря на то, что проблема самосознания была исследована с позиции общетеоретических, методологических, философских, обще- и социально-психологических, историко-культурных аспектов, базирующихся на конкретных экспериментальных данных (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, В.В. Столин, А. Адлер, Э. Бери, Д. Бэм, У. Джемс, Дж. Мид, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и многие другие учёные, психологи и экспериментаторы), тем не менее, проблема самосознания оставалась «ускользающей от научно-психологического анализа» [5].

С учётом выдающихся открытий в области физики, биологии, генетики, психологии, сделанных учёными за последние столетия, а также Теории Творения и генетического единства Мира, Б.А. Астафьевым создана принципиально новая теория сознания, мышления и других систем и функций интеллектуальной деятельности человека [2]. Эти работы выводят психологию и науку о мышлении на качественно новый эмерджентный уровень.

Согласно Теории Творения и генетического единства Мира, «сознание – способность системы к восприятию и оценке чувственной или интеллектуальной информации, установление информационной связи с окружающей средой, разного иерархического уровня системами Мира» [2, с. 44]. «Сознание – это переданное в виде духовнонейтринной информации приобретённое знание, кросс-коррелятивным способом сверенное духом системы со знанием, хранящимся в её голографической памяти, а затем отложенное в её памяти» [2, с. 84]. В широком плане, применительно ко всем сущностям Мира: «сознание – духовногенетическое знание системы (сущности) о прошлом, настоящем и будущем» [2, с. 45].

Скачать

Брайко Л.И. Уровни взаимодействия человека с растительным миром

Понятие «гомеостаз» в психологии и психофизиологии включает в себя «сложный набор скоординированных приспособительных (адаптационных) механизмов и реакций, направленных на компенсацию последствий, устранение или ограничение факторов, а также адекватных и творческих механизмов самоорганизации и реакций на трансформационные и эволюционные факторы, действующие на гомеостатические системы из внешней среды (экзогенные факторы – экзопсихика), из внутренней среды (эндогенные факторы – эндопсихика) и среды собственно психических процессов: переживаний, представлений (интро-факторы – интропсихика). При этом главная цель каждой гомеостатической системы: сохранение постоянства состава элементарных или биохимических свойств собственной внутренней среды (эндопсихики), в процессах неизбежного эволюционного изменения интропсихики и сдвигах во внешнем мире – экзопсихики. Эта цель иерархически распределена от элементарной частицы до «Высшего гомеостаза» – духовного гомеостаза» [3, с. 28].

Элементарный уровень взаимодействия человека с растительным миром предполагает инстинктивное или механическое (привычное) употребление пищевых, лекарственных, косметических и бытовых растительных средств, в целях удовлетворения потребностей физического тела. К этому уровню относятся также все формы взаимодействия человека с миром растений, при которых мы сознательно не задействуем впечатления, полученные от органов чувств, т.е. эмоционально-чувственные и умственные аспекты.

Элементарный уровень взаимодействия человека с растительным миром является фундаментальным для функционирования органической подсистемы системы «человек» и играет значительную роль в: 1) формировании биохимического гомеостаза структурно-функциональной психики человека и 2) в индивидуальном предпочтении тех или иных растительных средств

Скачать

Брайко Л.И. Теоретические аспекты арома-фитопсихологии в системе природосообразного гармоничного развития личности

Научно-технический прогресс нашей цивилизации с нарастающей силой способствует отрыву человечества от взаимодействия с естественной, природосообразной и экологической основой его жизнедеятельности – растительным миром.

Наше окружение стремительно заменяется на искусственный и синтетический продукт органической и квантовой химии. Лечебные средства, продукты питания, косметические, парфюмерные и гигиенические средства, одежда, мебель, строительные материалы и прочие продукты потребления всё меньше содержат натуральных ингредиентов, что неизбежно сказывается на качестве всех уровней здоровьесбережения системы «человек».

Мы достигли такого уровня технического прогресса, что от нашего свободного выбора, определённого самосознанием, зависит существование растительного мира и, как следствие, наше собственное развитие.

Для гармоничного развития человечества и сохранения жизни на Земле уровень познания глубины материального мира должен быть обеспечен более высоким уровнем постижения духовных принципов устройства Мироздания, только так человечество может обеспечить себе благоприятную почву для эволюционного развития.

Исследования учёных последних столетий, таких как И.В. фон Гёте «Опыт о метаморфозе растений» (1790г.), С. Ганемана «Органон врачебного искусства» (1833г.), Р. Штайнера «Очерк тайноведения» (1910г.), «О загадке человека» (1916г.), «О загадках души» (1917г.), фон Герцеле (1876г.), Р. Хаушка «Учение о субстанции», «Учение о лекарственных средствах» (1963г.), основанных на идеях древнегреческого врача Гиппократа (460г. до н.э. – 377-566гг. до н.э.) и особенно его принципе «врач лечит, природа исцеляет», а также учениях Парацельса (1493-1541гг.) и его идей о человеческом микрокосме, в котором отражаются все элементы макрокосмоса, показали неизбежность инволюционного психофизиологического развития системы «человек» при злоупотреблении синтетическими средствами.

Скачать

Мазурина Л.В. От человека "запоминающего" к человеку "понимающему"

Эволюционный шаг в развитии планеты - эпоха формирования ноосферного общества, жизнь которого будет упорядочена разумом и трудом человека, требует воспитания нового качества мышления, конгруэнтного Всеобщим Законам Мира, Общим законам человеческого общества, Законам Духа и постижения [11]. Ибо каждый житель Земли становится жителем Мира, принимающим на себя ответственность за будущее планеты.

Осознавая значение мысли, Вернадский В.И., выдающийся русский учёный ХХ века, отмечал важность «гигиены мысли» как основу гармоничной жизни, организации свободной научной мысли, открывающей новые области знания, формирующей ноосферу (сферу разума) планеты.

Надо сказать, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить. Мы имеем слишком примитивное представление о силе ментальной материи. В 1919 г. академиком В.М. Бехтеревым было научно доказано, что мысль может передаваться на огромные расстояния, влияя на окружающую среду, в том числе и на человека [4]. Не потому ли о важности понимания мысли как мощнейшей космической энергии предупреждали философы древних времён. Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Парацельс учили мышлению о прекрасном.

Скачать

Маслова Н.В. Инструментарий ноосферной психологии для коррекции, лечения и психопрофилактики

В хаосе природных стихий, труда и человеческого быта, любого безверия мы теряем свою индивидуальность, естественную природу, отвыкаем слушать себя и гармонию Мира. Не умея настроить себя на генетически присущие нам вибрации, мы уподобляемся фальшивым музыкальным инструментам, звучащим неприятно и потенциально вредно для себя и окружающего мира. Мы сами создали хаос. Хаос в своих мыслях, чувствах, поступках, обществе, на планете.

Что мы нарушили? Законы самоорганизации или индивидуализации, Закон необходимости обретения эмерджентных качеств личности или Закон личного предназначения человека? Может быть, мы забыли в суете будней о законе высшего потенциала нашей личности или близкого человека, коллеги, ребёнка?

Как просто начинается путь вниз по лестнице, потенциально ведущей личность к восхождению. Вот вы у телевизора. Просто хочется отвлечься. Что-то там транслируют, развлекая людей: сериал? новости? Незаметно для себя, вы уже включились на синхронизацию с некоей информацией и заработал закон информационно-энергетического управления коммуникацией. Он уже управляет вами, ибо вы желаете это смотреть и слушать.

К сожалению, TV смакует факты низковибрационные; агрессию, насилие, секс, обман, маргинальность. Активизирует нейрологические пласты ствола головного мозга человека, отвечающие только за функции биовыживания. Не до высоких идей в такой ситуации человеку! Пролонгированно работают отрицательные биологические обратные связи – БОС.

Скачать

 

Маслова Н.В., Антоненко Н.В. Троянский конь хрематического сознания

Статья представляет естественнонаучные нейрофизиологические основы хрематического сознания человека, указывая механизмы формирования антихрематического сознания.

В 2011г. в Украине  был получен патент на  биоадекватную методику преподавания учебных дисциплин в школах и вузах. Патентообладатели – доктор биологических наук ,профессор, заведующая кафедрой валеологии М.С. Гончаренко и доктор психологических наук, профессор, Президент Крымской академии ноосферного образования и науки Н.В. Маслова, доктор психологических наук. они  около 10 лет сотрудничества позволили  учёным целенаправленно изучить  и зафиксировать  позитивные улучшения в здоровье  учеников и студентов, которые  учатся с использованием биоадекватной (т.е. адекватной биологии  тела человека, законам его мозга, психики, а также  природе  информации) методики. Опыт отражён в монографии «Ноосферное образование – ключ к здоровью», созданной  совместно с заместителем главного врача  московской стоматологической клиники на Арбате  Н.Г. Куликовой и изданной в 2011 (Москва – Харьков) по решением  Учёного совета Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина в качестве учебного  пособия (протокол №6 от 27 мая  2011г).

Скачать

Маслова Н.В. Психология личности в учебнике «Родной букварь»

Вот он – долгожданный «Родной букварь»!

Что несёт он ребёнку? Чем отличается от бытующих в школе букварей? Почему родителям и учителям необходимо досконально знать о нём. Ведь на кону – душа, интеллект, здоровье, знания и само будущее ребёнка.

Не секрет, что большинство родителей убеждены в том, что их ребёнок необыкновенный, одарённый, талантливый. Они хотят, чтобы учителя именно так относились к их ребёнку, учили и воспитывали в нём одарённую личность. «Родной букварь» – надёжный помощник в этом!

Важнейшая задача «Родного букваря» – обучение, всесторонняя гармонизация и оздровление учащихся. Эту триединую задачу решают: содержание, художественное оформление и способ подачи учебного материала. Содержание учебника соответствует государственной программе Украины для 1 класса и даёт возможность продуктивно изучить необходимый материал. Художественное оформление и способ подачи учебного материала нацелены на повышение уровня здоровья и гармонии личности ребёнка.

Скачать

Смоквина И.В. Целостное мышлени - золотой ключик успешной самореализации личности

Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем; в логическую форму оно облекается лишь впоследствии. Открытие, даже самое меленькое, - всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его.

А. Эйнштейн Прекрасные слова Эйнштейна описывают состояние сознания, которое С.Гроф назвал как трансперсональное, американский психолог А.Маслоу как «Вершинные переживания», К.Юнг как «Индивидуация», в христианской традиции как «божественное откровение». Феофан Затворник говорит «Дух есть, прежде всего, способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой сфере сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Через свой Дух человек общается с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей. Следовательно – духовность – это ориентация на высшие ценности». Полная связь с духовной сферой возникает, когда происходящее выходит на надличностный уровень психики. Объединение сознания и подсознания через духовность дает интеллектуальный прорыв, позволяет выйти на вершину творчества. Огромный информационный потенциал интегрированной личности включается в деятельность сознания. Такое единство выступает как сверхсознательная деятельность (озарение, инсайт). В духовном состоянии человек решает задачу не логическим путем, а путем постижения истины.

Как же можно постигнуть истину, почувствовать свое высшее Предназначение, божественное начало, доминирующую над всеми остальными качествами личности, свои духовные способности и формы их реализации? Ведь у каждого они индивидуальны. Развитие творческих духовных способностей – это формирование устойчивой позитивности мышления в условиях кризисного состояния общества, способность адекватно использовать культурные критерии в профессиональной деятельности и реализовывать на практике новые идеи, отвечающие требованиям устойчивого развития общества, требованиям формирования системного, целостного взгляда на мир.

Скачать

Смоквина И.В. Один из лучиков солнышка гениальности

Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем; в логическую форму оно облекается лишь впоследствии. Открытие, даже самое меленькое, - всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его.

А. Эйнштейн Прекрасные слова Эйнштейна описывают состояние сознания, которое С.Гроф назвал как трансперсональное, американский психолог А.Маслоу как «Вершинные переживания», К.Юнг как «Индивидуация», в христианской традиции как «божественное откровение». Феофан Затворник говорит «Дух есть, прежде всего, способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой сфере сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Через свой Дух человек общается с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей. Следовательно – духовность – это ориентация на высшие ценности». Полная связь с духовной сферой возникает, когда происходящее выходит на надличностный уровень психики. Объединение сознания и подсознания через духовность дает интеллектуальный прорыв, позволяет выйти на вершину творчества. Огромный информационный потенциал интегрированной личности включается в деятельность сознания. Такое единство выступает как сверхсознательная деятельность (озарение, инсайт). В духовном состоянии человек решает задачу не логическим путем, а путем постижения истины.

Как же можно постигнуть истину, почувствовать свое высшее Предназначение, божественное начало, доминирующую над всеми остальными качествами личности, свои духовные способности и формы их реализации? Ведь у каждого они индивидуальны. Развитие творческих духовных способностей – это формирование устойчивой позитивности мышления в условиях кризисного состояния общества, способность адекватно использовать культурные критерии в профессиональной деятельности и реализовывать на практике новые идеи, отвечающие требованиям устойчивого развития общества, требованиям формирования системного, целостного взгляда на мир.

Скачать

Смоквина И.В. Системономические аспекты в классификации типологических особенностей личности

На современном – ноосферном - этапе развития науки новое ее направление – системономия – все больше привлекает внимание ученых, все больше занимая ключевые позиции. По мнению профессора Н.В.Масловой, она становится скипетром эволюции науки этого века. Являясь наукой о создании и функционировании периодических систем законов, она позволяет рассмотреть мир в его гармоничной целостности и структурном единстве. Современная физика описывает все более и более тонкие уровни Вселенной и матери в понятиях Единого Поля самообращенной энергии. Речь идет о том же поле энергии разума, о котором уже тысячи лет говорит ведическая наука. И это Единое Поле не что иное как бесконечный океан сознания. Квантовая физика описывает мир как формы вибрации единственного трансцендентного Единого Поля чистого закона. Это подразумевается в слове «Веда». Это слово относится к трансцендентным группам знаний, которые считаются формами вибрации Единого Поля. Эти «виды вибрации» Единого Поля, элементы Веды, являются тем, что проявляется в материальный мир вокруг нас. Веда – это абстрактный план Творения или «конституция» Вселенной. Веды – это законы вселенной, выраженные не в уравнениях, а в вибрациях. Если ум человека пробуждается к своему полному статусу – к уровню Высшего потенциала, то жизнь становится согласованная с естественным законом и тогда ум содержит в себе все законы природы. В древней науке о гармоничной жизни - Аюрведе, которой более 15 тыс. лет, было сказано о том, что все законы природы, структурирующее тело, вибрируют в Едином поле (ноосфере) с определенной специфичностью. Ведическая традиция определяет 40 типов вибраций Единого Поля. Первая из этих сорока - всецелостность, остальные – 39 – структурные динамики этого целостного качества. Далее следуют разделы и подразделы этих качеств. То есть в основе всего в мире существует единый закон, производным которого являются все остальные. Также и Периодическая система законов Мира - базовая матрица 8х8 лежит в основе этого закона, разворачивается из одной точки в спираль в соответствие с эволюционным конусом – стереометрической модели эволюции любой системы мира, в том числе и науки. Более подробно с основами этой науки можно ознакомиться в трудах профессора Н.В. Масловой. Мы же хотим рассмотреть как закономерности Базовой матрицы проявляются на практике.

Скачать

Смоквина И.В. Модель целостного самоуправления личности

Учитывая углубляющийся цивилизационный кризис, разработанная модель целостного самоуправления личности представляется чрезвычайно актуальной. Начать данное обобщение хотелось бы со следующих цифр по России, к сожалению, у меня нет цифр по Украине – но не думаю, что есть большая разница. По количеству совершаемых убийств Россия вышла на второе место в мире. Впереди – только ЮАР . Для сравнения в 1987 году – это уже закат советской эпохи – было зарегистрировано 10,5 тысячи убийств, в 1992-м – 23 тысячи, в 1997-м – 29,3 тысячи, в 2001-м – 33,6 тысячи. В 2003 году число этих тяжких преступлений составило 31 630. Таким образом, за последние 15 лет количество убийств выросло в 2,3 раза. http://www.ng.ru/events/2004-06-03/7_kill.html . МОСКВА, 11 янв 2011 г. - РИА Новости. Более 500 убийств совершили в России за последние три года серийные преступники-маньяки, говорится в интервью председателя Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александра Бастрыкина, опубликованном в воскресенье на сайте СКП. Особенно вопиющими и удручающими являются факты, когда жертвами "серийных" преступлений становятся дети: более 1,5 тысячи подростков стали жертвами преступлений", - сообщил Бастрыкин в интервью. "Несовершеннолетние составляют почти половину от числа жертв насильственных преступлений сексуального характера, являются каждой четвертой жертвой изнасилования, каждой третьей жертвой, вовлеченной в занятие проституцией", - сообщил председатель СКП. По данным прокуратуры, за последние пять лет в России почти в семь раз возросло "количество ненасильственных половых преступлений" против детей, не достигших 16-летнего возраста, и более чем в 14 раз - число мальчиков, пострадавших "от ненасильственных гомосексуальных действий". Когда я прочитала эти факты то сначала было потрясение и нежелание даже изучать эту информацию, потом – не могла понять – что такое ненасильственные преступления против детей? Дальше пришло осознание – речь идет о внутреннем согласии жертвы на ее разрушение. Почему? Мы понимаем, что деградация и инволюция общества идет колоссальными темпами. Но то, что происходит с детьми, не поддается никаким комментариям или оправданиям. Навязчивая реклама, с помощью которой через абсолютные ценности любви и дружбы, активно приобщают к алкоголю и другим вредоносным товарам, бесконечный поток негативной информации в СМИ, нижайший порог жизнеобеспечения и социальной защиты, можно перечислять бесконечно. Возникает вопрос – может ли человек как-то этому противостоять? На мой взгляд – может и должен. Только как? На сегодняшний день наука сделала такое количество открытий в области нейрофизиологии, генетики, психогенетики, молекулярной биологии, квантовой физики и т.д., что понимания механизмов жизнеобеспечения и работы мозга, тела является первоочередной задачей каждого человека, если он хочет выжить в нынешних социальных и природных условиях, особенно проживая в мегаполисах.

Скачать

Смоквина И.В. Целостное мышление – стиль жизни

В современном обществе резко возрос объем информационных потоков. И этот рост с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии. Психологический рынок перегружен различными психотехниками, направлениями, школами, течениями. Как в этом всем разобраться и зачем все это нужно? Испокон веков человек старается познать цель своего существования. Извечные вопросы: кто я? Зачем я? Куда мне идти? На современном этапе развития обществе возникает еще один вопрос: как быть максимально эффективным, потратив при этом минимум сил, времени, денег, не потеряв себя при этом?

Когда возникает вопрос – на него всегда есть ответ. В Институте целостного мышления, основанном в 2002 году в Одессе всемирно известным академиком РАЕН (Москва), нашей землячкой Н.В. Масловой и ректором института – члено-корр. НАНО, канд.психол.наук И.В. Смоквиной (Одесса), знают как самостоятельно находить ответы на эти вопросы, как развиваться безкризисно и могут научить каждого желающего состоянию максимальной эффективности.

Скачать