Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Ноосферное образование

Антоненко Н.В. Отличие Ноосферного образования

Состояние образования во всём мире пришло к краху, о чём свидетельствует «системный кризис на планете», зафиксированный Римским клубом ещё в 70-е годы [2].

Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития ставит перед системой образования в ближайшем будущем задачу для решения перехода от простой передачи знаний и навыков к готовности созидательно действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть экологические последствия предпринимаемых действий и нести ответственность.

В настоящее время официально зафиксировано 500 образовательных технологий [3], реагируя на вызовы времени, они дают некоторые подвижки в сторону инноваций, например: «отказ от устаревших педагогических штампов», «упор на здоровье», «личностно-ориентированное воспитание», «ускоренное обучение», «раскрытие высших способностей», «обучение на национальной или религиозной основе», «элитарное обучение», «обучение и воспитание через труд».

Проведённое аналитическое сравнение, выявило общий отрицательный параметр для всех уже внедренных педагогических подходов: не соответствие требованиям системной полноты и целостности. Согласно с принятой в мировой науке Общей Теории Систем (Л.Ф. Берталанфи [4], Ю.А. Урманцев [5], А.И. Уёмов [6], это характеризуется отсутствием мировоззренческого единства и нарушением законов взаимодействия между субъектами образования и норм композиции и системной цели, что принципиально подрывает системное функциональное единство в научно-теоретическом, гносеологическом, методологическом, мировоззренческом базисе и инструментарии в практической деятельности. По этой причине известные современные педагогические подходы не могут классифицироваться как научные педагогические системы (в эту когорту не входит система Ноосферного образования, о которой речь пойдёт ниже).

Скачать 

Антоненко Н.В. Ноосферная педагогика и психология

В построении фундамента психологии и педагогики XXI века среди научно-теоретических разработок психологов и педагогов, посвящённых дополнению, обобщению классических парадигм, формированию новых психолого-педагогических теорий, чётко обозначилось направление ноосферной педагогики и психологии на базе Всеобщих Законов Мира.

Наши исследования позволили определить многообразие связей ноосферной психопедагогики с другими науками посредством Всеобщих Законов мира, Общих законов человеческого общества, специальных законов психики человека, и определить мощную интегративную связь со всеми педагогическими научными дисциплинами.

Скачать

 

Казанцева И.Э. Учитель – стратегический ресурс общества.

Современная школа сегодня дает знание фактов. Гораздо важнее овладение методами познания. Они разные: естественнонаучные, исторические, математические и другие. Возникает вопрос: чему учить и как учить. Деятельность же учителя оценивается по результативности, профессионализму, успешности и компетентности.

Наступило время, когда появляются все новые и новые научные открытия, достижения, которые позволяют переоценить ценности и идеалы. Рассудочная культура и обучение, достигшие своего  апогея, должны уступить место новым, природосообразным.

Мой опыт работы в частной школе, школе-гимназии, лингвистической гимназии и простой средней школе показывает, что оценивать работу педагога старыми мерками нельзя, что сегодня необходимо говорить о новых подходах в оценке результатов СОТРУДНИЧЕСТВА учителя и ученика

 

Скачать  

Клименкова Т.М. БИОАДЕКВАТНЫЕ УЧЕБНИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Изучая историю учебников, мы наблюдаем две традиции, существующие с древности до нашего времени: традиция культуры и традиция цивилизации.

В истории славянской культуры учебником являлся образ жизни и знания были вплетены в саму ткань жизни: быт, оздоровительные системы, боевые искусства, домострой, ремесла, фольк-лор. Основным принципом такой системы образования является сообразность природе человека, биоадекватность. Поэтому многие элементы системы существуют даже при полном забвении тра-диций, поскольку они естественны.

В истории нашей цивилизации учебником является книга. История книги демонстрирует изменение методики образования во времени. Для понимания этого необходимо знать природу микроструктуры мышления человека – мыслеобраза, его строения и развития.

 

Мыслеобраз - голографическая единица мышления, которую образуют структурные эле-менты: форма, энергия, содержание. В своем развитии мыслеобразы проходят семь этапов разви-тия от формирования до высшего потенциала: физический, творческий, межличностный, социаль-ный, принципиальный, универсальный, высший потенциал.  

Скачать

Клименкова Т.М.Нарушение нейрофизиологических процессов, Законов познания в школьных букварях и возможности восстановления природосообразности обучения

Изучение письменной грамоты вводит в мир книг, открывая новые возможности развития для детей. Грамота вводит в богатейший мир древней культуры славян. 

Предназначение письменности в древности было многократно шире, чем постижение и развитие книжной культуры. Разные виды письменности древнерусского языка («черты и резы»Глаголица, Тайнопись, Буквица (прообраз современной Азбуки), руническое и идеограммное письмо) являлись системой образования, которая формировала мировоззрение целостного гармоничного человека, идущего пут?м эволюционного совершенствования. Исследование древних видов письменности не только с точки зрения сохранности текстов, их дешифровки и текстологии, а с точки зрения методологии обучения раскрывает уникальные, во многом еще не изученные возможности древнерусской грамоты.

Высокая задача эволюционного совершенствования человека была возможна благодаря глубинному пониманию образа, который представляет собой триединство: форма, энергия, информация. Только в XX веке был открыт голографический язык Вселенной и мыслеобраз как минимальная единица мышления человека.

Скачать

 

Клименкова Т.М. Глаголица как древнейшая система образования

Что древнее: глаголица или кириллица? Это основной вопрос, который интересует исследователей древней славянской письменности, он освещен во всех работах, касающихся глаголицы. Но что дает ответ на этот вопрос?Сравнивая глаголицу и кириллицу, мы сравниваем две производные системы. И здесь важнее не время, а цели, ради которых эти системы создавались. Понять эти цели без исследованияихпроизводящей системы невозможно.

Известно, что кириллица создавалась на основе уже существующей письменности, староверы называют ее Буквицей. Это был один из видов волховской письменности, истоки которого, по Ведам, уходят в самое начало нашей цивилизации, а в средневековых текстах утверждается божественное происхождение русской грамоты, то есть она не является творением человека: «Буди ведомо всеми языки и всеми людьми, яко русский язык ни откудуприа веры святыя сея, и грамота рускааниким же явлена, но токмо Самем Богом Вседержителем Отцем и Сыном и Святым Духом».

Системность Буквицы полностью совпадает с периодической системой Всеобщих Законов Мира (ПСВЗМ), открытой Н.В.Масловой в 2005 году.Содержание образов букв, принципы графического написания соответствуют законам Мира, кодированным в той же ячейке. Это позволяет сделать вывод, что буквы как живые мыслеобразы являются информационной сверткой, в которой кодировано знание о законах Мира. Образы складываются в азбучные истины, которые читаются по всем направлениям и поражают глубиной и знанием первооснов жизни. Содержание азбучных истин системно структурируется через ПСВЗМ, например, все вертикали соответствуют группам законов Мира: элементы, энергии, информация, самоорганизация, эволюция, иерархия систем, системы законов Мира.

Скачать

Кузнецов А.В. Что будет, если это будет

В некотором царстве, в некотором государстве проходило собрание Великих Учителей Мира. Целью собрания было определить, какой из предлагаемых способов обучения лучше подходит для обустройства жизни в этом царстве-государстве.

Много выдающихся учителей выступало, много слов говорили, много хорошего предлагали. Так что у Ивана1-Царевича голова кругом пошла. Да тут ещё привязался к Ивану Илюша2. Идёт и только ещё сильнее голову своими словами кружит. Долго ли, коротко ли пришлось терпеть его Ивану, да случай вот какой вышел. Глядь Иван по сторонам - а вокруг чаща. Да такая густая: света божьего не видно. Темно вокруг, и куда идти – неизвестно.

Скачать

Куликова Н.Г. Ноосферная парадигма образования как итог эволюции педагогического мышления

Новая эпоха человеческого развития заявила о себе в «серии предупреждений» (Н.Н.Моисеев), которые вошли в состав современной кризисной ситуации. В прогрессивных кругах научного сообщества ни у кого не вызывает сомнения факт глобальности, неизбежности и возможности ее духовного преодоления, и первую очередь через систему образования. Отдавая должное массовым и инновационным практикам, между тем, следует признавать их методологическую ущербность: современная философия образования с ее полипарадигмальностью и гносеологичностью деформировала общую основу педагогических ценностей и закономерно привела к состоянию управленческого хаоса. Его центральный механизм – феномен «порочного круга», когда решение проблемной ситуации строится на основе анализа этой ситуации по принципам, которые и привели к состоянию проблемности.

Эффективный ответ на «вызовы будущего» становится возможным при условии переосмысления бытийных оснований и функций образования и предполагает выход в пространство ноосферной идеи генетического единства мира, действительно преодолевающей «гносеологический парадокс» (М.А.Розов).

В русле теории генетического энергоинформационного единства Мира [1], разработанной акад. Б.А.Астафьевым, образовательная система имеет три гена. Константные гены – стимулирующий и творяще-созидающий – находятся в гармонично-противоречивом взаимодействии и обеспечивают эволюцию базовых видов мировой энергии в форме педагогических идей. Третий – филоонтогенетический – ген накапливает и передает информацию о развитии определенной образовательной системы последующим поколениям.

Константные гены Базового Генома Мира кодируют онтологические формы образования – движущую и стабилизирующую. Творяще-созидающий ген полагает основой движущего образования идею бесконечной эволюции личности как прямого участника процессов космического масштаба. Эта форма образования поддерживает тенденцию восходящего эволюционного пути и определяет задачи индивидуального и общественного развития, исходя из задач самой природной эволюции. Движущий механизм состоит в ценностно-ориентированном формировании психологической устойчивости личности, необходимой для достижения цели всеобщего значения – восстановления экологического равновесия всех развивающихся систем Мира.

Скачать

Курмышев Г.В. Роль ноосферного образования в эволюции общества

Образование никогда еще не было предметом столь жгучих дискуссий, как в последние три десятилетия. Причин для этого немало. Главная, как полагают многие, ? непрерывно ускоряющиеся темпы экономического роста, снижение общего уровня благосостояния граждан и качества образования и, как следствие, ? снижение доступных обществу знаний. Являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, система образования призвана способствовать решению таких стратегических для страны задач, как подготовка кадров, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие институтов гражданского общества, укрепление безопасности граждан и государства.

В свою очередь, без потенциала государства невозможно решение задач, возлагаемых на образование современным обществом. Очевидно, что не может быть полноценной реализации образовательных потребностей людей в отсталой стране и слабом государстве. Поэтому государство, ставящее перед собой амбициозные программы в экономике, социальной сфере, на международной арене, по логике вещей, должно в увеличивающихся объемах вкладывать средства в развитие науки и образования.

Скачать

 

Маслова Н.В. Обнаженные кровью задачи образования. Уроки весны 2014 г. в Украине
 

Военно-политические события весны 2014 г. в Украине, подобно всплывшему на чистую воду спруту, показали обществу его гигантские, прежде невиданные щупальца. По крайней мере, три из них удушающее опутали систему образования, которая произвела на свет тысячи беснующихся всех мастей. А могло ли быть иначе?

Может ли мать, вынашивающая ребёнка и не получающая необходимых питатель-ных веществ для его формирования, произвести на свет здоровое существо? Если не хва-тало кальция, младенец будет иметь заболевания костей, не хватало железа ? у него может возникнуть заболевание крови… Могла ли система образования, вынашивающая в своей утробе интеллект, здоровье, психику, нравственность детей в истекшие 23 года и не полу-чавшая адекватной психолого-педагогической и целевой воспитательной, духовно-нравственной информации, выпустить в мир психически и духовно-нравственно здоровых людей?

Скачать
 

Маслова Н.В. Научный маяк образования XXI века

Ноосферное образование – это новый этап в эволюции образования, Он стартовал в 90-е годы ХХ в. Ему предшествовали этапы доклассического (античного, средневекового), классического (ХVII - ХVII вв.), неклассического (XIX – 40 гг. ХХ в.), постнеклассического (50-90 гг. ХХ в.) образования. Каждый из этапов отличался соответствующим времени научным фундаментом, специфической целью, задачами, методологией, методиками. К примеру, целью классического этапа было образование классически (по образцу античного) образованного человека на базе наследия прошлого. Поэтому задачами образования было овладение древними языками, риторикой, классической математикой, историей, географией, музыкой, танцами. Классические гимназии, школы, университеты были основными типами учебных заведений. Методология базировалась на ньютоновской парадигме Мира, формальной и математической логике. Преобладающими педагогическими методами были монолог учителя, чтение, заучивание и пересказ учебных книг, письменные работы учеников. Именно тогда Я.А. Коменский заложил научную, методологическую и методическую базу образования, создал образцы учебных книг, классно-урочную систему преподавания и классических школ во всей Западной Европе.

Для неклассического этапа образования (XIX – 40 гг. ХХ в.) цели подготовки человека для обслуживания мануфактур, фабрик, заводов, концернов и других объединений промышленно-экономического профиля становятся определяющими задачи, методологию, методы преподавания. Важнейшей задачей стало обучение учащихся навыкам ремесленного труда. Так появляются реальные школы и училища. Методология утверждает приоритет и методы практического «делания» – обучения с ориентацией на труд промышленных рабочих, механиков и инженеров. Создавались новые учебные книги, преподаватели часто готовились в цеху. Работа в мастерской стала важнейшим приёмом с соответствующими методами «делай как я». Выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский привносят дополнительные приёмы трудового обучения, создав собственные подходы, педагогические концепции. Осознание потребностей образования неклассического периода его истории, в первой четверти ХХ в. получило научно-методологическое обоснование в принципах относительности (А. Эйнштейн), дополнительности (Н. Бор).

Скачать

Маслова Н.В. Ноосферное образование - фундаментальная социальная технология

Статья содержит краткое изложение научной концепции современного этапа образования как фундаментальной формы и способа постижения бытия через естественный генетический код познания. Термин “ноосферное образование” (“noos” – греч. разум) вводится для актуализации эволюционного вектора эпохи: потенциализации возможностей человека в гармонии с природой и обществом, воспитания духовной творческой личности, способной увеличивать запас прочности жизни во Вселенной, не нарушая её Всеобщих Законов.

Наука и образование являются фундаментальными формами постижения бытия. Исторически сложившийся тандем “наука-образование” обеспечивает социум знаниями, на базе которых в соответствии с целями общества осуществляется подготовка кадров. Образование имеет единые с наукой онтологические, гносеологические, методологические основания. Однако функции и задачи образования иные.

Функциональное предназначение науки как отрасли человеческой деятельности состоит в получении знаний о всеобщих, универсальных, специальных или частных явлениях, Законах Мира, Общества и Постижения. Среди важнейших задач науки – оформление знаний в виде разного уровня законов, теорий, гипотез, правил, формул, методов и предоставление их обществу.

Основной функцией образования является передача в практику знаний, методологий, методов, выработанных наукой и отраслями практической деятельности и их инкультурация1.

Основной задачей образования является организация процесса становления человека, его гармоничного развития и подготовки кадров разных уровней для обеспечения неубывающего роста природосообразного творчества в глобальной системе «Природа – общество – человек».

Образование – индивидуальный либо коллективный способ и процесс формирования субъектом образования образа самого себя (самоидентификация2) посредством индивидуального усвоения и переработки знаний, умений и навыков, выработанных человечеством адекватно Всеобщим Законам Мира.

Скачать

Маслова Н.В. Рифы современного образования

Образование является фундаментальной формой постижения бытия. Его функциональная нацеленность на передачу исторического опыта предыдущих поколений, передовых современных знаний, принципов, приёмов и методов работы, формирование личности человека, подготовку кадров для государства по определению делают образование одним из важнейших социальных стратегических субъектов российского развития [5, 6].

Социальные стратегические субъекты ? это идеальные образцы интегрированных биосоциальных систем, созданных на фундаменте Всеобщих Законов Мира, Общих Законов человеческого общества, устремление к реальному воплощению которых могло бы способствовать повышению безопасности и устойчивого развития человечества, сообразно Законам Мира. Исходя из этого общего определения, сформируем понимание стратегического субъекта развития «система образования».

Социальный стратегический субъект «система образования» ? это идеальный образец интегрированной целевой биосоциальной системы, созданной на фундаменте специальных законов образования, устремление к реальному воплощению которых, создаёт возможность повышения безопасности и устойчивого развития человека и общества конгруэнтно Всеобщим Законам Мира и Общим Законам человеческого общества.

Скачать

Милованова В.Д. Образ - двигатель творчества

В повседневных школьных буднях приходится постоянно сталкиваться с традиционным культурно-информативным способом изучения нового материала. Обидно видеть это, ведь такой подход абсолютно бессмысленнен.

У автора – создателя системы ноосферного академика, доктора психологических наук Н.В. Масловой есть замечательная мысль: «Знание – это не только информация. Знания нельзя автоматически передать ученику. Только осознанная, прожитая информация становиться знанием».

А ведь в современной школе роль учителя часто сводится к роли передатчика информации. Встает закономерный вопрос: зачем вообще нужен учитель, если его функцию вполне может заменить компьютер, магнитофон, телевизор, книга?!

Становиться очевидно, что роль современного педагога мыслиться сегодня гораздо шире: как человека, который помогает ученику самостоятельно постигать знания. В английском языке есть слово, наиболее точно определяющее такого педагога – “tutor”, а его занятия “tutoruals”.

Очень свежо и актуально сказал о задачах школьного образования столетие назад русский поэт Афанасий Фет «Главное значение школы в моих глазах не те или другие сведения, которые сами по себе большей частью являются бесполезными в жизни, а в привычке к умственному труду и способности в разнообразии жизненных явлений останавливаться на самых в данном отношении существенных.

Скачать

Маслова Н.В. Биоадекватные учебники

Невидимые путы запретов на мышление тяжко оплели преподавателей... Однажды после 7-дневного методического семинара по биоадекватной методике преподавания русского и английского языков, мы услышали ключевую фразу: “Спасибо. Вы показали, что так МОЖНО мыслить”. В этом контексте “МОЖНО” звучало как “РАЗРЕШЕНО”. По сути дела, педагоги словно ждали позволения на мышление образами, позволения на природосообразное преподавание. Их представление о преподавании и мышлении было разграничено почти непреодолимым барьером. Они полагали, что должны “учить знаниям “, не предполагая, что надо учить мышлению. Для многих оказалось откровением, что мышление является процессом природосообразным и не должно нарушать экологию самого человека и Вселенной. Многие впервые задумались о природосообразности преподавания и о том, что подлинный грех ограничения сущего начинается с первых школьных учебников...

Скачать

Маслова Н.В. Ноосферное образование - стратегический ресурс общества

Цивилизационный кризис конца XX века, составными частями которого являются экономический, политический, социальный, финансовый, экологический, конечно, серьёзнейшим образом затронул образование. Проявления кризиса системы образования вопиющи: 64% учащихся России хронически больны, на 100 выпускников столичных школ приходится 197 психо-соматических заболеваний, за последние 12 лет подростки России стали в 90 раз больше болеть сифилисом, в 306 раз выросла наркозависимость подростков, 5 млн. россиян - наркоманы. Такова по официальным данным Министерства здравоохранения (2002-2008г.) проекция образования на здоровье нашим согражданам. Среди причин смертности населения до 79% занимает социальная агрессия, гнев; неумение найти выход из кризисных жизненных ситуаций. Низкая психологическая устойчивость, отсутствие смысла жизни привели к тому, что 76% преступлений в России совершаются на бытовой почве. По России статистика запросов на информацию по тематике сексуального характера достигает 4 млн. запросов в сутки; терроризм, социальное насилие – 1,5 млн. запросов в сутки; наркотики – 850 тыс. запросов в сутки; патриотизм – 250 тыс. запросов в сутки. То есть, потребность в информации разрушительного, деструктивного характера у молодого населения России в 25 раз превосходит потребность в информации патриотического характера.

Кризис (от греч. krisis) означает поворотный пункт, тяжелое переходное состояние, исход, суд. В состоянии кризиса любая система ощущает глубокое расстройство, нарушение ранее устоявшихся норм взаимодействий, целей, ценностей.

Скачать

Маслова Н.В. Сеятель лучших семян

Часто ли ты смотришь на небо, усеянное звёздами, Учитель? Красиво, безгранично, вечно великое создание Творца! Засеял небесное поле когда-то навечно. И в каждой крупице этого великолепия звучит Закон Творения! Именно он создаёт генетическое единство всего сущего ? явного и неявного, доступного и недоступного нам, большого и малого. И только в 21 веке учёным было дано познать генетическое единство всего сущего и создать Теорию Творения и генетического единства Мира. В каждой крупице Мира звучит Всеобщий Закон Творения. А много ли законов ты знаешь?

За многие тысячелетия существования человечества на Земле им были познаны около 13 Всеобщих Законов Мира. Некоторые из них были открыты религиями и философами. Это Законы: тройственного единства; гармонии (золотого сечения); космической иерархии; подобия; фазовой цикличности эволюционного развития; единства, взаимодействия и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания; естественного космического отбора; беспредельности эволюции.

Некоторые Всеобщие Законы Мира были открыты учёными. Это Законы: гравитации (всемирного тяготения); сохранения энергии; взаимодействия одно- и разнозаряженных тел и энергий.

В религиозных учениях Мира были даны законы человеческой личности, являющиеся следствиями всеобщих Законов Мира. Это законы: нравственности; кармы; космической помощи (блага); закон духовного возвышения. Среди многих законов лишь один закон познания ? закон космических (божественных) озарений. Случайно ли это?

Скачать

Маслова Н.В. Колыбель для золотого  фонда

Мой рассказ о мечте каждой матери, дарующей миру своё дитя. Мать вынашивает и рождает, растит и любит, чтобы дитя продолжило нить жизни рода, Родины. Матери знают, что истинный золотой фонд России − это дети. Лет через 15-20 выросшие дети будут нашими руководителями, мыслителями, стратегами, тактиками. И то, чему мы научим их сегодня, вернётся к нам по закону причин и следствий. Чтобы воспитать своих будущих руководителей мы должны создать  сообразную  природе ребёнка школу − колыбель его здоровья, счастья, идеалов, мечты.

Проявления кризиса системы образования вопиющи: 64% учащихся России хронически больны, на 100 выпускников столичных школ приходится 187 заболеваний, за последние 12 лет подростки России стали в 90 раз больше болеть сифилисом, 5 млн. россиян − наркоманы. Среди причин смертности до 79% занимает агрессия, неумение найти выход из кризисных ситуаций, отсутствие смысла жизни. 76% преступлений в России совершаются на бытовой почве.

Потребность в информации разрушительного характера у российской молодёжи более чем в 25 раз  превышает потребность в информации патриотического характера.

Скачать

Ульянова М.В. Ноосферное образование как антикризисная социальная технология

Извечный русский вопрос: «Что делать?» давно перешагнул свои национальные границы. Глобальные изменения, которые претерпевает планета Земля благодаря активной деятельности человечества за последние десятилетия, нагнетают динамику расширения кризиса. И никакие антикризисные меры не приносят ожидаемых результатов. Почему? Не с того начинают. И снова в активе второй извечный русский вопрос: «С чего начать?». И, может быть, не случайно именно в России сформировался адекватный ответ: с новой системы образования – ноосфеного образования.

Почему нужно начинать с образования? Образование определяет интеллектуальную и эмоционально-нравственную компетентность человека. В момент формирования личность приобретает свою направленность на созидание, потребление или разрушение1. А это означает, что знания могут быть в равной степени использованы как на процессы созидания, так и потребления или разрушения. Как показывает анализ динамики системного кризиса, наше общество по своей сути является не обществом потребления, а обществом разрушения, в котором нарушена золотая пропорция2 динамик творяще-созидающих и стимулирующих энергий.

Скачать