Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

КОНЦЕПЦИЯ УРОВНЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ

Л.И. Брайко, к. психол. н., вице-президент КАНОН, член-корр. НАНО
руководитель ноосферного предприятия «Арома-Фиолет»
Крым, Ялта.

Ключевые слова: элементарный, энергетический, информационно-интеллектуальный, творческий, эволюционный и духовный уровень взаимодействия человека с растительным миром.

Элементарный уровень взаимодействия человека с растительным миром

Элементарному или физическому уровню самосознания соответствует элементарный уровень взаимодействия человека с растительным миром (1) (см. схему 1):

  • Отражающий биохимический гомеостаз (функциональный) структурно-фунциональной психики человека и его законы;
  • Задействующий I биовыживательный контур головного мозга;
  • Соответствующий биохимическому уровню здоровьесбережения системы «человек» [13, с. 46].

Понятие «гомеостаз» в психологии и психофизиологии включает в себя «сложный набор скоординированных приспособительных (адаптационных) механизмов и реакций, направленных на компенсацию последствий, устранение или ограничение факторов, а также адекватных и творческих механизмов самоорганизации и реакций на трансформационные и эволюционные факторы, действующие на гомеостатические системы из внешней среды (экзогенные факторы – экзопсихика), из внутренней среды (эндогенные факторы – эндопсихика) и среды собственно психических процессов: переживаний, представлений (интро-факторы – интропсихика). При этом главная цель каждой гомеостатической системы: сохранение постоянства состава элементарных или биохимических свойств собственной внутренней среды (эндопсихики), в процессах неизбежного эволюционного изменения интропсихики и сдвигах во внешнем мире – экзопсихики. Эта цель иерархически распределена от элементарной частицы до «Высшего гомеостаза» – духовного гомеостаза» [3, с. 28].

Элементарный уровень взаимодействия человека с растительным миром предполагает инстинктивное или механическое (привычное) употребление пищевых, лекарственных, косметических и бытовых растительных средств, в целях удовлетворения потребностей физического тела. К этому уровню относятся также все формы взаимодействия человека с миром растений, при которых мы сознательно не задействуем впечатления, полученные от органов чувств, т.е. эмоционально-чувственные и умственные аспекты.

Элементарный уровень взаимодействия человека с растительным миром является фундаментальным для функционирования органической подсистемы системы «человек» и играет значительную роль в: 1) формировании биохимического гомеостаза структурно-функциональной психики человека и 2) в индивидуальном предпочтении тех или иных растительных средств:

1. Растительный мир содержит все необходимые биологически активные вещества (витамины, органические кислоты, эфирные масла, флавоноиды, алкалоиды, гликозиды, жирные масла, кумарины, фитонциды, экдизоны, пектиновые вещества, пигменты, смолы, минеральные вещества и многие другие) для здорового образа жизни человека, обеспечивая биохимическую основу гармоничного развития его психики.

Схема 1. Концептуальная модель взаимодействия человека с растительным миром

Даже если мы механически употребляем растительные средства, не концентрируясь на вкусе, аромате, цвете, форме растения, мы все равно проходим подсознательный порог вкусовых, обонятельных, зрительных и других ощущений, что даёт нашему организму правильно принять растительную информацию.

Хуже всего, когда растительное сырье принимают в виде капсул, покрытых другим веществом. Эффективность таких препаратов значительно снижается. Мы, таким образом минуя ощущения вкуса и запаха, нарушаем генетически детерминированный, т.е. естественный процесс усвоения биологически активных веществ и исключаем из этого процесса активизацию нейроиммунноэндокринной системы [8].

Хорошая иммунная система человека обеспечивает полноценное функционирование психофизиологической системы «человек», защищая её от болезней.

Очень важную роль в гармоничной работе иммунной системы на элементарном уровне играют растительные гены.

2. Элементарный уровень взаимодействия человека с растительным миром очень тесно связан с индивидуальным предпочтением тех или иных растительных средств. Наш выбор глубоко коренится в геноме человека, бессознательном и подсознательном уровне личности.

Приобретённый опыт в процессе филогенеза (генетическом завоевании наших предков результатов общения с генами растительного мира) и в процессе онтогенеза (собственного индивидуального взаимодействия с растениями) всегда неосознанно проявляется во всей нашей психофизиологической системе в виде определённых предпочтений того или иного аромата, вкуса, цвета, формы, вида или названия растений.

Большую роль в предпочтении тех или иных растительных средств играет биохимический гомеостаз человека, определённый типом его психофизиологической конституции.

Очень важным фактором являются архетипы растений, существующие в области подсознания людей, проживающих в той или иной местности, в тех или иных климатических условиях. Например, ощущения, полученные от употребления яблока и банана, будут значительно отличаться у жителей экватора и средней полосы.

Методы арома-фитопсихологии разрабатываются с учётом элементарного уровня взаимоотношения человека с растительным миром, что выражается в следующих правилах арома-фитопсихологии:

  • При использовании методов арома-фитопсихологии следует учитывать психофизиологическую конституцию человека и его индивидуальные предпочтения растительных средств.
  • Растительные средства на элементарном уровне обеспечивают биохимический гомеостаз структурно-функциональной психики человека, укрепляя биохимический иммунитет человека, обеспечивая гармонизацию биохимического уровня здоровьесбережения системы «человек».

Энергетический уровень взаимодействия человека с растительным миром

Энергетическому уровню самосознания соответствует энергетический (эмоционально-чувственный) уровень взаимодействия человека с растительным миром (2):

  • Отражающий энергетический (электромагнитный баланс «акупунктурного» поля) гомеостаз структурно-функциональной психики человека и его законы;
  • Задействующий II эмоционально-территориальный контур головного мозга;
  • Соответствующий энергетическому уровню здоровьесбережения системы «человек».

Энергетический уровень взаимодействия человека с растительным миром практически неразрывно связан с элементарным уровнем взаимодействия, дополняя его эмоционально-чувственным впечатлением, полученным посредством органов чувств, что даёт возможность разрабатывать методы влияния различных ощущений на психофизиологическое состояние человека.

В арома-фитопсихологии мы рассматриваем два фактора, связанных с растительным миром, влияющих на эмоционально-чувственное восприятие человека, полученное посредством органов чувств.

1. Первый фактор связан непосредственно с эмоциональным состоянием человека и является фоновым. Яркое эмоциональное реагирование на обстоятельства, ситуации, возникающее на фоне взаимодействия с растительным миром (определённый аромат, вкус, цвет и др.), импринтируется в подсознании человека и активизируется в сознании при любом контакте с этим ароматом, вкусом, цветом и др. Почти всегда знакомые нам свойства растений несут эмоционально-чувственную окраску.

Фоновый фактор энергетического уровня взаимодействия человека с растительным миром помогает нам увидеть следующие правила арома-фитопсихологии:

  • Индивидуальная эмоционально-чувственная окраска свойств растений (его вкуса, цвета, аромата, формы и т.д.) может усилить или ослабить эффективность методов арома-фитопсихологии.
  • Создание положительных эмоционально-чувственных восприятий при применении растительных средств значительно повышает эффективность методов арома-фитопсихологии.

2. Второй фактор хорошо изучен в древних теориях и концепциях (аюрведа, китайская и тибетская медицина и др.) и является эмоциогенным (вызывающим ту или иную эмоцию). К этому фактору относят вкус, цвет, аромат, форму и другие свойства растений. Так, например, сладкий вкус приносит удовлетворение и при избыточном употреблении увеличивает самомнение; вяжущий вкус порождает интровертность и может привести к отчуждению, страхам и тревоге; горький вкус смягчает гнев, но может вызвать печаль и неуверенность; солёный вкус усиливает жизнелюбие, порождая пристрастия; кислый вкус оживляет, пробуждает ум, но в избытке вызывает недовольство; острый вкус порождает экстравертность, усиливая раздражительность и гневливость.

Эмоциогенными являются и другие свойства растений – их цвет, аромат и т.д.

Эти древние знания послужили созданию мощных оздоровительных методик, способствующих гармонизации многих психофизиологических процессов в системе «человек» и широко используемых в настоящее время во всем мире.

Основным условием для эффективной работы этих методик является сознательная концентрация внимания на ощущениях вкуса, цвета, аромата или формы растения, что позволяет задействовать весь энергетический потенциал растения.

Эмоциогенный фактор энергетического уровня взаимодействия человека с растительным миром отражает следующее правило арома-фитопсихологии:

  • Целенаправленное задействование определённого аромата, вкуса, цвета, формы и т.д. растительных средств в методах арома-фитопсихологии оказывает ожидаемое воздействие на эмоционально-чувственную сферу человека.

Методы арома-фитопсихологии разрабатываются с учётом энергетического (эмоционально-чувственного) уровня взаимодействия человека с растительным миром, что выражается в следующем правиле арома-фитопсихологии:

  • Сознательное задействование всех органов чувств в методах арома-фитопсихологии является первой ступенью гармонизации работы головного мозга и, соответственно, улучшения всех психофизиологических возможностей человека.

Энергетическому уровню взаимодействия человека с растительным миром соответствует также правило о влиянии растительных средств на энергетическом уровне:

  • Растительные средства на энергетическом уровне взаимодействия человека с растительным миром обеспечивают энергетический гомеостаз структурно-функциональной психики человека, укрепляя его энергетический уровень иммунитета, способствуя гармонизации энергетического уровня здоровьесбережения системы «человек».

Информационно-интеллектуальный уровень взаимодействия человека с растительным миром

Информационно-интеллектуальному уровню самосознания соответствует информационно-интеллектуальный уровень взаимодействия человека с растительным миром (3):

  • Отражающий информационный (обеспечивающий оптимальную реакцию организма на поступающую информацию) гомеостаз структурно-функциональной психики человека;
  • Задействующий III времясвязующий семантический контур головного мозга;
  • Соответствующий информационно-интеллектуальному уровню здоворьесбережения системы «человек».

Этот уровень взаимодействия человека с растительным миром начал формироваться с зарождением наук о растениях, появлением методов сбора информации, описания, классификации и т.д., изучения физико-биохимического состава и физиологии растений, познание тайн процессов фотосинтеза и производства органической материи из минеральной при задействовании энергии солнечных лучей.

Основная черта методов информационно-интеллектуального уровня взаимодействия человека с растительным миром – это концентрация внимания на информационных знаниях о свойствах растений и их влиянии на функционирование отдельных систем и органов человека без учёта его целостности и психотипа.

Этот уровень взаимодействия человека с растительным миром стал доминирующим в современном мире, особенно в методах западной фитотерапии и ароматерапии.

Современной наукой, изучающей растительный мир, является ботаника, сформированная как стройная система знаний к XVII – XVIII вв., хотя многие информационные данные о растениях были известны самым древним цивилизациям.

Ботаника охватывает широкий круг вопросов: закономерности внешнего и внутреннего строения (морфология и анатомия) растений, их систематику, развитие в течение геологического времени (эволюция) и родственные связи, особенности прошлого и современного распространения по земной поверхности (география растений), взаимоотношения со средой (экология растений), сложение растительного покрова (фитоценология или геоботаника), возможности и пути хозяйственного использования растений (ботаническое ресурсоведение или экономическая ботаника), взаимодействие человека с растительным миром в различных культурах (этноботаника).

Физиологию растений и биохимию растений не всегда относят к ботанике, поскольку многие физиологические и биохимические процессы, протекающие в растениях, аналогичны или даже тождественны процессам, протекающим в организмах животных и человека, и изучаются сходными методами.

Научные информационные сведения о растениях применяются в пяти основных сферах взаимодействия человека с растительным миром:

  • В качестве продуктов питания;
  • Как источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности человека;
  • Как лекарственные средства и сырьё для получения медицинских и косметических препаратов;
  • В декоративном озеленении;
  • В охране и улучшении среды обитания.

В методах арома-фитопсихологии мы используем информационные научные данные о растениях, применяемых в качестве продуктов питания и растительных средств, являющихся основой здоровьесбережения и развития человека.

Многие древние учения способствовали появлению информационно-интеллектуального уровня взаимодействия человека с растительным миром в области здоровьесбережения:

  • «Папирус Эберса» – древнеегипетская медицинская энциклопедия (1872 г. до н.э.);
  • «О растениях» и «О цветах» – трактаты древнегреческого натуралиста и философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.);
  • «История растений» и «Причины растений» – ботанические трактаты ученика Аристотеля Теофраста (371-286 гг. до н.э.);
  • «О лекарственных веществах» – трактат древнегреческого врача Диоскорида (I в. н.э.);
  • «Канон врачебной науки», Том 2 «Лекарственные средства» таджикского философа и врача Абу Али Ибн Сины (Авиценны) (980-1037 гг. н.э.)
  • «О растениях» – трактат из 7 книг средневекового немецкого учёного Альберта Великого (1206-1280 гг. н.э.).

Для развития информационно-интеллектуального уровня взаимодействия человека с растительным миром и более эффективного применения методов арома-фитопсихологии большое значение имеют современные методы анализа биохимических свойств растений.

Исследование качества и количества биологически активных веществ в составе растения, а также места их скопления определяют следующие методы анализа:

  • Люминесцентно-микроскопический анализ. Он основан на том, что биологически активные вещества, содержащиеся в растениях, дают в люминесцентном микроскопе различные окрашенные свечения. Например, алкалоиды дают жёлтую окраску, а гликозиды – оранжевую. Этот метод используют для выявления мест скопления активных веществ в тканях растений, а интенсивность свечения указывает на большую или меньшую концентрацию этих веществ.
  • Фитохимический анализ. Он предназначен для выявления качественного и количественного показателя содержания активных веществ в растениях, для чего используют химические реакции.
  • Хроматографический метод анализа. Он позволяет исследовать качественные и количественные показатели биологически активных веществ сложной смеси и основан на различии физико-химических свойств компонентов смеси. Этот метод получил дальнейшее развитие в виде панорамной хроматографии, что даёт более качественное определение различных питательных веществ.

Данные этих методов анализа и их влияние на психофизиологическое состояние человека мы применяем для разработки методов арома-фитопсихологии.

Информационные научные знания о растениях дают нам возможность грамотно применять растительные средства в своей жизнедеятельности, что выражается в следующих правилах арома-фитопсихологии:

  • Сознательное, целенаправленное использование определённой информации о свойствах растений значительно расширяют возможности методов арома-фитопсихологии, что даёт возможность соотносить индивидуальные предпочтения человека с научно-обоснованной информацией относительно применения растительных средств.
  • Информационные научные данные о свойствах растений обеспечивают информационный гомеостаз структурно-функциональной психики человека, укрепляя его информационно-интеллектуальный уровень иммунитета, способствуя гармонизации информационно-интеллектуального уровня здоровьесбережения системы «человек».

Творческий уровень взаимодействия человека с растительным миром

Уровню самоосознания творческой самоорганизации системы «человек» соответствует творческий уровень взаимодействия человека с растительным миром (4):

  • Соответствующий интегрированной личности;
  • Отражающий самоорганизацию творчества структурно-функциональной психики человека;
  • Задействующий V нейросоматический контур головного мозга;
  • Определяющий самоорганизацию здоровьесбережения системы «человек».

Этот уровень взаимодействия человека с растительным миром начинается с процесса интеграции научных знаний о растениях с более ранними теориями и концепциями, основанными на энергетическом (эмоционально-чувственном) восприятии мира растений.

Интеграция знаний о растениях способствует созданию более целостной картины о растительном мире в сознании человека, выраженной в виде мыслеобраза (модель 1):

1. Модель рождения мыслеобраза. Н. Маслова, 1999г.

Открытия современной науки изменили подход к понятиям «восприятие» и «мыслеобраз». В 1966-1969 годах К. Прибрам предложил голографическую теорию работы головного мозга. С 1983 г. Нобелевским лауреатом, американским психологом Роджером Сперри изучались основные характеристики мыслеобразов, пути же появления мыслеформ и их свойств (в том числе шесть ступеней развития мыслеобразов: физический, личностный, межличностный, социальный, принципиальный и универсальный) были описаны автором холодинамики, американским физиком и психологом В.В. Вульфом. В начале 1999г. академик Н.В. Маслова описала модель мыслеобраза и на её основе создала методику преподавания учебных дисциплин и воспитательной работы.

Восприятие человеком мира является всегда волновым процессом: информация передаётся и воспринимается посредством фазо-частотных колебаний. Наложение волновых картин, поступающих из шести каналов восприятия (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и восприятие биоритмов) в мозг, «создает интерференционную картину воспринимаемого объекта как его голографический образ. Созданная голографическая модель, сопровождающаяся соответствующим индивидуальным ее ощущением (проживанием аккомодацией) становится мыслеобразом – индивидуальной голографической моделью мышления. Она обладает индивидуальной формой, информацией, энергетикой, причинно-следственным потенциалом, возможностями роста и трансформации» [12, с. 70].

Мыслеобраз – это целостный голографический образ, воспринятый всеми органами чувств, являющийся осциллятором (источником фазо-частотных колебаний), затрагивающий все процессы в нашем организме: физические, химические, биоритмические, психические и т.д. – и влияющий на окружающую среду.

Мыслеобраз, как целостная система, подчиняется общим законам систем. Согласно Общей Теории Систем (ОТС) Ю.А. Урманцева, система приобретает целостные свойства тогда, когда «свойства принадлежат объекту-системе, но не принадлежат его элементам». Так как элементами системы мыслеобраза являются форма, энергия и информация, то целостный мыслеобраз обладает эмерджентными свойствами по отношению к свойствам составляющих его элементов.

Эти эмерджентные качества проявляются в том, что мыслеобраз является самостоятельной, самоорганизующейся системой, развивающейся по системным эволюционным принципам, способной функционировать (проявляться) на различных уровнях бытия, оказывая влияние на психофизиологическое состояние человека. Согласно Теории Творения и генетического единства Мира, «Мыслеобразы – это духовногенетическая запись и в мозговых нервных клетках и её элементах (атомах, молекулах). Мыслеобразы фиксируются на кристаллических структурах нуклонов и «элементарных» частиц соответствующих отделов и локусов головного мозга, составляющих основу клеток головного мозга» [1, с. 457].

Основные качества мыслеобразов (по В.В. Вульфу):

  • Многомерность, голографичность;
  • Подвижность;
  • Способность к трансформации, изменению;
  • Морфогенетичность (порождение сходных мыслеобразов);
  • Способность бесконечно долго храниться и вызываться любым «ключом» (вкус, запах, слово, форма, звук, тактильное ощущение);
  • Способность создаваться и трансформироваться по принципу аналогий;
  • Мыслеобразы в своём развитии проходят 6 естественных этапов роста: физический, личностный, межличностный, социальный, принципиальный и универсальный;
  • Мыслеобразы способны трансформироваться либо в нисходящем, либо в восходящем гармоническом потоке;
  • Мыслеобразы способны к изменению в любой последовательности: изменение формы влечёт изменение информации и энергии и наоборот;
  • Мыслеобразы передаются посредством механизма волнового резонанса (а с позиции ТТГЕМ – мезоннонейтринного резонанса);
  • Мыслеобраз является микроструктурой мышления и памяти человека.

Мыслеобразы формируются посредством волнового резонанса:

  • Обонятельный канал воспринимает волнообразно поступающие запахи и доносит информацию в мозг.
  • Вкусовые рецепторы при соприкосновении с пищей и напитками воспринимают и переносят информацию волнообразно.
  • Световые волны несут информацию о форме, цвете, объёме, движении объектов и воспринимаются зрительным анализатором, работающим на приём световых волн. Далее информация передаётся в мозг посредством аналогичных волновых процессов.
  • Тактильные ощущения (восприятие кожей и мышцами окружающей среды) поступают и считываются мозгом как импульсы с определённой частотой.
  • Звуковые волны воспринимаются слуховым аппаратом и далее по слуховым каналам передаются в мозг, формирую на пути волновую передачу сигнала.
  • Биоритмы передаются и воспринимаются живыми объектами как фазо-частотные колебания, почти не улавливаемые на бытовом уровне.

С появлением наук о растениях процесс интеграции различных знаний о растительном мире имел место во многих прогрессивных мировых теориях и отражал соответствующие достигнутые уровни познания целительных сил растений, склоняясь то в эмоционально-чувственную сферу, то в сугубо научную, информационную. Поэтому во всем мире в современной фито- и ароматерапии мы встречаем синтез древних энергетических теорий (аюрведической, тибетской и китайской медицины и т.д.) и достижений современных исследований в области влияния свойств растительного мира на психофизиологию человека. Известные интегрированные знания о растениях способствуют созданию методов творческого уровня взаимодействия человека с растительным миром.

Основная черта методов творческого уровня взаимодействия человека с растительным миром – это концентрация внимания на целостном восприятии элементарных, энергетических и информационных свойств и качеств растений с последующим преобразованием их в символический мыслеобраз поставленных целей, конгруэнтных психотипу личности.

Творческое взаимодействие человека с растительным миром в методах арома-фитопсихологии достигается путём формирования эстетичных мыслеобразов, ориентированных на Высшие потенциалы личности. Имея в инструментарии целостное представление о каком-либо растении (совокупности всех его свойств и качеств), имея возможность ощутить его всеми органами чувств, мы можем творчески преобразовать своё восприятие в символический мыслеобраз своего высшего потенциала в той или иной сфере собственной жизни.

Высшие потенциалы личности на физическом, личностном, межличностном, социальном, принципиальном, универсальном и потенциальном уровнях показаны в табл. 1 «Семь уровней гармоничного развития личности», разработанной В.В. Вульфом и дополненной Н.В. Масловой уровнем 7 (потенциальным).

Творческий уровень взаимодействия человека с растительным миром способствует гармонизации физического, личностного, межличностного, социального и принципиального потенциала личности, а также активизации устремления человека к универсальному и потенциальному уровню развития (см. табл.1).

Таблица 1. Семь уровней развития (по В.В. Вульфу – Н.В. Масловой)

Рассмотрим, каким образом происходит процесс гармонизации высших потенциалов личности на примере модели 2 (Развитие мыслеобразов на творческим уровне взаимодействия человека с растительным миром в арома-фитопсихологии):

  • Сознательное целостное восприятие элементарных, энергетических и информационных свойств и качеств выбранного растения приводит к появлению целостного мыслеобраза этого растения М1, имеющего достаточный потенциал для дальнейшего преобразования.
  • Учитывая все перечисленные характеристики мыслеобраза, возможно оперировать с данным мыслеобразом как природосообразным и биоадекватным базисом дальнейшего развития мыслеобраза путём транформации волновой картинки мыслеобраза М1 в мыслеобраз М2 высшего потенциала личности на физическом (или личностном, или межличностном, или социальном, или принципиальном) уровне, ассоциируемый в будущем с выбранным растением или его качеством (аромат, вкус, цвет и т.д.). Чем гармоничней, эстетичней, ярче, энергичней создан мыслеобраз М1 и М2, тем эффективнее будет результат.
  • Согласно концепции самосознания, создание мыслеобраза М1 коррелируется с элементарным, энергетическим и информационно-интеллектуальным уровнем самосознания, без гармонизации которых работа по полноценному преобразованию М1 в М2 будет недостаточной, т.к. М2 является эмерджентным по отношению к М1 и соответствует уровню самосознания творческой самоорганизации.
  • В основе гармонизации каждого потенциала личности лежит интеграция и гармонизация элементарного, энергетического и информационно-интеллектуального уровня самосознания, что отражается и в мыслеобразе М2, как создаваемая гармоничная физическая сфера личности Ф2, создаваемая гармоничная эмоционально-чувственная сфера личности 2 и создаваемая гармоничная информационно-интеллектуальная сфера личности inf2.
    При работе с мыслеобразом творческого уровня взаимодействия человека с растительным миром (М2) гармония его составляющих (Ф2, 2 и inf2) является необходимым условием целостности системы мыслеобраза этого уровня, что открывает возможность создания эффективных мыслеобразов для реализации своих личностных целей.

Без интеграции личности, гармонизации биохимического, энергетического и информационного гомеостаза психики человека созидательная работа с мыслеобразом будет неполноценной за счёт отсутствия целостности системы мыслеобраза.

Положительные целостные мыслеобразы способствуют достижению поставленных целей личности при следующих условиях:

  • Интеграции личности;
  • Достижении уровня самосознания творческой самоорганизации;
  • Гармонизации биохимического, энергетического и информационного гомеостаза структурно-функциональной психики человека;
  • Самоорганизации творчества структурно-функциональной психики человека;
  • Формировании нейросоматического контура головного мозга, отвечающего за биологические обратные связи «сознание-тело», расширение туннелей сознания, реальности и обеспечивающего нелинейное мышление гештальтами, единением мысли и чувства, ускорение интеллектуального, нравственного, духовного роста человека.

Согласно исследованиям по ритмодинамике (Ю.Н. Иванов), вселенная и внутренний мир человека снабжены единым ритмодинамическим механизмом приёма-передачи сигналов, потому созданный человеком мыслеобраз должен соответствовать принципу этического (экологического) императива – «не навреди» природе и Миру. Сонастраиваясь на гармоничное энергоинформационное биологическое поле растительного мира, мы приближаемся к природной гармонии в своих собственных творениях – мыслеобразах.

Свойства функционирования мыслеобраза дают нам возможность целенаправленно применять в методах арома-фитопсихологии создание целостного мыслеобраза растительных средств как природосообразного базиса, способного к трансформации в целостный мыслеобраз высшего потенциала личности в той или иной сфере жизнедеятельности человека, что выражается в следующих правилах арома-фитопсихологии:

Целостное восприятие растительных средств (цвета, запаха, вкуса, формы, звуков, эмоционально-чувственных ощущений, информации о свойствах растений) в методах арома-фитопсихологии способствуют гармонизации биохимического, энергетического, информационного гомеостаза структурно-функциональной психики человека

Создание целостного мыслеобраза растительного средства в методах арома-фитопсихологии является природосообразным, гармоничным базисом для формирования целостного мыслеобраза высших потенциалов личности

Чем больше каналов восприятия задействовано в момент работы с мыслеобразами в методах арома-фитопсихологии, тем сильнее мыслеобраз, тем легче его вызвать любым «ключом» (словом, видом, цветом, ароматом, звуком, вкусом и т.д.)

Растительные средства на творческом уровне взаимодействия человека с растительным миром способствуют самоорганизации структурно-функциональной психики человека, укрепляя его нейросоматический уровень иммунитета, способствуя гармонизации уровня самоорганизации здоровьесбережения

Модель 2. Развитие мыслеобразов на творческом уровне взаимодействия человека с растительным миром в арома-фитопсихологии

Эти правила используются в ноосферном образовании. При подготовке ноосферных учителей глубоко изучается понятие структуры и характеристик мыслеобразов (на примерах растений).

Рекомендуется использовать красивые образы, т.к. они побуждают аналоги в виде мыслеобразов из опыта ученика и активизируют его биохимические, энергетические, психические, информационные процессы. Это способствует сохранению информации в долговременной памяти ученика. (В 2011г. на биоадекватную методику получен патент Украины. Н.В. Маслова – автор методики, д.психол.н.; М.С. Гончаренко – исследователь методики, д.биол.н., зав.каф. Валеологии Харьковского Национального Университета им. Каразина).

На уровне самосознания творческой самоорганизации человек достигает высшего личностного развития. Дальнейшее продвижение по эволюционной лестнице возможно лишь при сознательном устремлении к интуитивно-духовному плану – душе и смене целей со «служение личности» на «служение человечеству». Продолжение использования всего своего потенциала только на личностное благополучие неизбежно приведёт к инволюционному процессу.

Методы арома-фитопсихологии творческого уровня взаимодействия человека с растительным миром направлены на интеграцию физического, чувственно-эмоционального и ментального уровней самосознания, их преобразование и гармонизацию до уровня сознания интегрированной личности, способной к самоорганизации творчества и восприятию влияния души, тем самым отвечая потребностям нашей современной цивилизации: «Эволюционная цель четвёртого царства природы состоит в том, чтобы человек, микрокосм, проявился во времени и пространства как душа и смог воспринять цель души и план Творца в том виде, как он известен и выражается семью Духами перед Престолом, семью планетарными Логосами» [6, с. 14].

Интуитивно-духовный уровень самосознания

Интуитивно-духовный уровень самосознания соответствует уровню сознания души личности и формируется поэтапно развивающимися эволюционным (интуитивным) уровнем самосознания и духовным уровнем самосознания, функционирующими на эволюционном уровне бытия и, соответственно, на уровне бытия иерархии.

Двойственность этого уровня самосознания проявляется в сочетании двух энергий – энергии любви и энергии воли – или цели, проявляющихся через интегрированную личность. Основной характеристикой интуитивно-духовного уровня самосознания является выражение божественной цели посредством безусловной любви по всему Миру и мудрого использования разума.

Основные предпосылки интуитивно-духовного уровня самосознания (5, 6):

  • Формирование целостного мышления, конгруэнтного Всеобщим Законам Мира;
  • Повышение творческой мощности личности и её духовности (степени бескорыстия, чистоты, нравственности, альтруизма т.д.);
  • Развитие умения передачи интуитивного познания путём созидательных мыслеформ;
  • Сознательное отождествление не с эгоистичной личной, а с групповой целью, отражающую общую миссию;
  • Переход от склонности к обособлению, к организованной групповой активности;
  • Приобретение опыта мирового служения и жертвенности.

На энергетическом плане интуитивно-духовный уровень самосознания приводит к активизации сердечного энергетического центра и головного энергетического центра, соответственно пробуждая более глубокие духовные страты – энергию божественной разумной любви и энергию божественной воли.

Самым ключевым достижением интуитивно-духовного уровня самосознания является установление энергоинформационного биорезонанса между энергией интегрированной личности и энергией души. Именно этот уровень самосознания является предметом исследования практически всех оккультных, философских и научных направлений.

На уровне функциональной активности организма человека развитие интуитивно-духовного уровня самосознания способствует повышению чувствительности головного мозга к осознанию вибрации души, т.е. усиливается мощность мышления (способность личности мыслить на уровне тех или иных духовных страт), что приводит к формированию VI контура головного мозга – нейрогенетического или коллективного, а затем VII контура метапрограммирования.

«Коллективный или нейрогенетический контур головного мозга импринтируется высоким состоянием Духа или души личности, переживающей нейробиохимический информационнокосмический стресс, обеспечивающий синхронизацию биоритмов мозга и генома человека. Отвечает за связь: ДНК-РНК-мозг, связи с эволюцией прошлого и будущего, генетический архив, осознание, нуминозные состояния (предстояния перед Богом). VII контур метапрограммирования импринтируется опытом Высших состояний Духа и сознания личности, достигающих ступени управляемого самоперепрограммирования и реимпринтирования I-VII контуров головного мозга. Отвечает за связь всех контуров между собой; импринтирует и вновь программирует все контуры; выбирает туннели реальности, программы на всех уровнях мышления и деятельности» [12, с. 62].

Развитие интуитивно-духовного уровня самосознания способствует сознательной реализации человеком цели своего предназначения под управлением Иерархов систем тонкоматериального мира.

Согласно Теории Творения и генетического единства Мира, «Тонкоматериальный мир – мир, включающий системы, состоящие из протоэнергонных кристаллических суперблоков кубически параллелепипедного типа. К нему относятся: Мировая Душа, свободные монады, включающие управляющие (иерархические) и готовящиеся к реинкарнациям души, также связанные монады – души, соединившиеся с телесным миром (начиная с суперблоков атомов). Души являются доминантными по отношению к телесному миру. Они обмениваются генетической информацией. Системы тонкого мира, как и материального, являются носителями распределённого Мирового Духа, градуированного соответственно уровню развития и интеллекта систем. Системы тонкого мира являются трансляторами интеллектуальной и генетической информации, передающейся с помощью нейтринной информационной системы. Они же обеспечивают и обратную информационную связь с Космическими Иерархами» [4, c. 656].

Ноосферная психология достаточно широко раскрыла тему интуитивно-духовного уровня самосознания [3, 5, 11, 13]. По нашему мнению, требуется большая исследовательская работа в области определения психологических типов интуитивно-духовного уровня самосознания и всех связанных с ним психофизиологических процессов.

Психотипы различного личностного уровня сознания достаточно изучены в современной психологии, но события последних десятилетий, массовое рождение детей с более высокими энергиями осознания [2, c. 14-15], определяющие их новые психофизиологические качества, неизбежно вызванные переходом нашей солнечной системы на следующий эволюционный виток развития, ставят перед родителями, психологами и педагогами задачу умелого реагирования на эволюционные изменения.

Арома-фитопсихология, как психологическая наука, исследующая потенциальные возможности человека, делает упор на определение психотипов переходного этапа человеческого самосознания личностного уровня к интуитивно-духовному уровню, включая формирование интуитивно-духовного уровня самосознания в его высшем потенциале.

Переход уровней самосознания от личностного к интуитивно-духовному, как и любые другие эволюционные изменения, являются кризисными как для человечества, так и для индивида, наполненные противоречиями и борьбой двух начал: материи и духа. Этот уровень самосознания аллегорически описан в древнеиндийском писании, квинтэссенции четырёх Вед, ста восьми Упанишад и шести систем индийской философии «Бхагавадгите», царственной Науке Богопознания [9]. Главный герой Арджуна, находясь в центре поля битвы Курукшетры между двумя противостоящими силами, в дыму сражения не способен ясно видеть происходящее – здесь показана борьба между управляющей личностной энергией и пробудившейся энергией души. Только когда Арджуна смог увидеть Бога в виде Единой Формы, в которую вложены все остальные Формы, сражение заканчивается, энергия души становится доминирующей и чувство обособленности уже невозможно – интуитивно-духовный уровень сознания достиг своего высшего потенциала.

Исходя из семеричной энергоинформационной структуры каждого уровня самосознания – личностного и интуитивно-духовного – мы имеем 49 возможных энергоинформационных взаимодействий, соответствующих становлению интуитивно-духовного уровня самосознания и определяющих 49 психотипов, развивающихся с учётом качеств этих энергий.

Основная задача современной психологии, в частности арома-фитопсихологии, для развития интуитивно-духовного уровня самосознания состоит в изучении свойств и качеств основных семи энергоинформационных структур, проявляющихся в биосфере человека и определяющих его ведущий психотип.

Библиография

1. Автамонов Я.А. Символика растений в великорусских песнях. // ЖМНП. – СПб., 1902. – Т. 344, № 17. – С. 16-101; Т. 334, № 12. – С. 243-288.

2. Антоненко Н.В. Индиго и миротворцы. Дети нового сознания. – М.: Институт холодинамики, 2011. – 44 с.

3. Антоненко Н.В. Периодическая система законов психики человека. – М.: Институт холодинамики, 2010. – 48 с.

4. Астафьев Б.А. Теория Творения и генетического единства Мира. – М.: Институт холодинамики, 2010. – 672 с.

5. Астафьев Б.А. Ум, сознание, интеллект, мышление. – М.: Институт холодинамики, 2011. – 180 с.

6. Бейли Алиса А. Эзотерическая психология (Том II). – М.: Навка-3, 2003. – 672 с.

7. Брайко Л.И. Периодическая система законов здоровьеразвития и здоровьесбережения человека. // Сборник докладов и научно-исследовательских работ II Международных системономических чтений. – Киев-Ялта, 2012. – 152 с.

8. Брайко Л.И. Роль обоняния и вкуса в психофизиологической системе человека.// Ноосферное образование – стратегия здоровья. Сборник материалов XXVIII международной научно-практической обучающей конференции. – Севастополь: Издатель Кручинин Л.Ю., 2010.

9. Бхагавадгита. Книга о Бхишме. // Отдел «Бхагавадгита», кн. VI, гл.13-24. / Серия «Философские тексты Махабхараты». / Введение, пер. с санскр. и коммент. Б.Л. Смирнова. – СПб.: «A-cad», 1994.

10. Давыдовская Н.А. Психологические и медицинские основы здоровьесберегающего природосообразного метода преподавания. / Автореф. дис. канд. психол. наук. – М.: Алматы, 2005. – 40 с.

11. Маслова Н.В. Ноосферное образование: монография. – М.: Институт хологдинамики, 2002. – 338 с.

12. Маслова Н.В. Периодическая система Общих законов человеческого общества. – М.: Институт холодинамики, 2006. – 292 с.

13. Шванёва И.Н. Ноосферная психология. Психология предназначения. – М.: Линия красоты, 2005. – 205 с.