Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

«Троица» Андрея Рублёва – послание человечеству

 «Троица» Андрея Рублёва – послание человечеству

Н.В. Маслова, доктор психологических наук, кандидат исторических наук,

действительный член РАЕН

Андрей  Рублёв. Троица. 1411 (1425-27 гг.). Дерево, темпера. 142*114. ГТГ,  Москва.

Аннотация. В статье рассматриваются фундаментальное единство  символов и смыслов системы Всеобщих Законов Мира и их художественного отображения в иконе «Троица» Андрея Рублёва.

Ключевые слова: иконопись, символ, троичность, система Всеобщих Законов Мира, самоорганизация. 

Abstract: The article investigates the fundamental unity of art symbols and essences of the system of General World Laws and Russian icon «Trinity» by Andrey Rublyov. 

Keywords: icon painting, symbol, Trinity, the system of General World Laws, self-organization

 

Более  шести   веков пролегли  между  мировоззренческим открытием  Андреем  Рублёвым  вселенского  и  всечеловеческого  смысла  Святой Троицы  и появлением в науке XXI века  системы Всеобщих Законов Мира. Именно этот многовековой  временной интервал  побуждает нас удивляться и восхищаться провидением  универсального единства Мира Андреем Рублёвым – величайшим художественным гением Руси!  Не только  художественным гением, но гением фундаментального вероучения, гением пронзающей века интуиции, тонкого наблюдения, всеобъемлющего мировидения,  философии  Духа, предвидения многих прозрений,  чистейшего считывания информации Творца,  постижения единства Мира! 

Из года в год, из века в век «Троица»  привлекала к себе внимание и души сначала  учеников и последователей  в иконописи Андрея Рублёва [12], исследователей различных сторон его искусства. Позже  работы Рублёва-миниатюриста, иконописца и  создателя  церковных иконостасов  признаются церковью каноническими [11, 12]. Реставраторов привлекает живопись Рублёва и уже  в  20-30-е гг. XX в. создаются труды по реставрации его работ [12].  Крупнейшие специалисты – искусствоведы, такие как В.Н. Лазарев*,  М.В. Алпатов**,  Д.С. Лихачёв***, В.А. Плугин****, В.Н. Сергеев*****, Н.А. Дёмина [11, 12] и др.,  исследуют иконографические, искусствоведческие [11]., культурологические, философско-мировоззренческие,  историко-реставрационные особенности [11]  «Троицы» Андрея Рублёва. Нет  необходимости повторять их: каждый сегодня  может получить доступ  к обширной литературе по данной теме 

В 1988г. Поместным Собором  Русской  Православной  Церкви  Андрей Рублёв канонизирован в лике преподобного святого,  что  повлекло богословские и вероучительные  исследования, посвящённые  наследию Андрея Рублёва (Духовная традиция преподобного Андрея Рублёва//Журнал Московской Патриархии. М., 1990.№1.С.34-40). 

Мы обратили внимание  ещё на один  важнейший  аспект «Троицы» Андрея Рублёва: соответствие  художественных символов и вероучительных смыслов иконы и научных смыслов Всеобщих Законов Мира. 

 Сюжет Троицы происходит из 18 главы библейской  книги Бытия. Там он описан как «Гостеприимство Авраама» (посещение дома Авраама тремя ангелами, двое из которых прямо отсюда отправляются разрушать города Содом и Гоморра за нарушение их населением норм человеческой жизни).

 В иконописи IX – XIV веков этот  сюжет являлся   образной калькой с библейского повествования: помимо трёх ангелов на иконах изображались Авраам и его жена Сарра, детали их дома, сцена заклания  агнца, приготовления и вкушения пищи за хозяйским щедрым столом [9]. Все действия  и детали быта присутствовали на иконе в одно и то же время в рамках единой диасцены. Впервые Андрей  Рублёв  иначе прочитывает  и раскрывает перед зрителем  главный догмат православия: образ единосущного, нераздельного и триипостасного Бога – живоначальной  Святой Троицы [8, 9]., т. е.  Его Безграничной  Общей  Гармонии. И это первое послание  Андрея Рублёва. Рассмотрим его подробнее.

*Лазарев В. Н. Андрей Рублёв: краткие биографические сведения // Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 1983, 1994, 1996 .

**Алпатов М. В. Андрей Рублёв. М.: Изобразительное искусство, 1972. — 206 с.: ил.

***Лихачёв Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого. Л.1962. 

****Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва. М., 1974.

*****Сергеев В. Н. Рублёв / Валерий Сергеев. — Изд. 2-е. — М, 1986.  

 

В живописном изображении Андрея Рублёва нет Авраама, Сарры, нет сцен заклания жертвенного животного и приготовления пищи для гостей [8]. 

Пришельцы не вкушают пищу, а спокойно, молчаливо беседуют. Внимание сосредоточено на безмолвном духовном общении трёх ангелов [8].

Для  обозначения единосущности трёх ангелов используется композиция, в которой  фигуры вписаны в единый круг [8]. Динамика поз, рук, одежд, крыльев создаёт объёмное  внутреннее пространство круговой сферы. Единосущность ипостасей передаётся иконописцем единым возрастом, стилем одеяний, причёсок, одинаковых тонких жезлов власти в руках каждого ангела. 

Сущностное различение ипостасей Троицы Андрей Рублёв уточняет значи-мыми деталями, смысл которых раскрывается при внимательном их рассмотрении. При этом не важно, с рассмотрения какой ипостаси  мы начнём повествование: они единосущны!

Родоначальник Мирового Домостроительства изображён на фоне палат Ав-раама [8],  которые Андрей Рублёв преподносит как  многоярусный Дом Всевышнего.  Он – Отец  и руководитель  духовного и жизнедеятельностного строительства. Отец уверенно располагается на обширном престоле. Он облачён в синий нательный (цвет понимания) хитон, который полностью покрыт, включая плечи и обе руки, светлым  сиреневым плащом, отливающим золотом складок – это знак верховной власти высших сил. Его лицо  и десница (правая рука) обращены к правому ангелу –  ипостаси  Святого Духа. 

Святой Дух изображён на фоне библейской горы Мориа (Храмовая гора), символизирующей святость Троицы [8], а для смертных – испытания веры в Бога. Святой Дух узнаётся чистым пространством над его головой, позой покорности и слышания Отца, синим нательным хитоном (цвет понимания) и зелёным, т. е. животворящим гиматием, перекинутым справа налево, что символизирует активное слушание, готовность к правильному действию. Его правая рука приближается к чаше, что символизирует осознание Духом предстоящей искупительной жертвы. Его левая рука держит жезл власти, наклонённый к области сердца, ибо Святой Дух действует через сердце. Крылья Духа соприкасаются с третьей ипостасью  Троицы – Сыном.

Божий Сын правым крылом плотно соприкасается с Отцом, и развернул голову для слушания Его. Он покорен и спокоен. Его синий гиматий символизирует сердечное понимание, т. к. перекинут слева, через область сердца, направо. Его нательный хитон багровый, что  символизирует в мире людей высшую царственную и священную власть. И только  клав – светлая золотистая нашивка на правом рукаве хитона является меткой жертвенности Сына Божьего. Андрей Рублёв расположил библейский Мамврийский дуб рядом с Сыном Божиим, трансформировав его в Древо жизни и вечный символ Живоначальной Троицы [8]. 

Левая рука Сына держит жезл власти, отстранив его от себя и направив его между символами Древа жизни и Горой Святости Троицы. Правая рука Его при-ближается к евхаристической чаше с головой жертвенного агнца. Колористическое решение чаши и хитона Сына Божьего указывают на тему беседы Святой Троицы: участь человеческого рода через жертву Отца и Сына посредством Святого Духа во имя человечества. Чаша становится не только композиционным центром  иконы, но, прежде всего, символом жертвенной любви Отца, посылающего Сына на страдание, а также жертвенного подвига Сына во имя спасения человечества. Здесь и ещё одно удивительное смысловое и колористическое решение: зелёный гиматий Святого Духа! Цвет его звучит антиподом предстоящему событию смерти, но и жизнеутверждающим символом возрождения через Дух, сообразуясь с зелёным Древом Жизни! Только жизнеутверждающий активный Дух способен питать Древо Жизни!

Обратим внимание на тончайшие символы «Троицы». Это волнообразная линия ярких солнечных крыльев ангелов. Головы и светящиеся светлые нимбы каждого из Них показаны в своеобразной дуге, образуемой Их крыльями. Это не что иное, как известный с древнейших времён символ «АллатРа»: круг в полумесяце. 

Этот знак в трёхмерном мире является информационным знаком силы самого Бога. Известно, что полумесяц (полудуга) рожками вверх означает человека, пришедшего из иного, высшего мира в этот мир, обновляя утраченные исконные Знания. Круг является символом Духовного мира, Души, а также духовного существа из мира Бога. Три  знака «АллатРа», образуемых огненными крыльями и светящимися нимбами – это сильный триумвират священных символов, связующий небо и землю! Знаки почти неведомы зрителю, но видимы глазу и имеют могучее влияние на человеческую душу. Триумвират ангелов, триумвират огнекрылых дуг за Их плечами со светящимися нимбами, триумвират жезлов власти завораживает зрителя триединой божественной силой.

 Словно многократное  эхо  звучат художественные  символы  троичности Мира в исполнении   Андрея Рублёва. С такой художественной силой и напором великий

иконописец отправляет первое послание человечеству:  петь гимн единосущному, нераздельному и триипостасному Богу! 

Мало кто обращает внимание на непонятный знак на фронтальной  стенке престола Святой Троицы. Это прямоугольник с расположенным в нём меньшим прямоугольником есть не что иное,  как символ базового конструктивного принципа Мира – золотой пропорции. Но почему же Андрей Рублёв разместил здесь этот знак? Почему  рангом выше, над этим знаком, расположена жертвенная чаша?

 Золотая пропорция как наиболее гармоничное соотношение частей (отрезков) по отношению друг к другу (Ф=1,618) была известна ещё Пифагору (VI в. до н. э.). Знание о золотом сечении (пропорции) он позаимствовал у египтян и вавилонян. Обозначение “Ф” связано с именем древнегреческого скульптора  (V в. до н.э.) Фидия, в произведениях которого обнаружена золотая пропорция: Ф =1,618… и φ =1/Ф = 0,618...

 Задача о золотом сечении описана в “Началах” Евклида. С золотой пропорцией связаны числа 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13… , открытые в 13-м веке итальянским математиком Фибоначчи. Отношение соседних чисел Фибоначчи по мере удаления от начала последовательности в пределе стремится к золотой пропорции. 

Лука Пачоли (1445 – 1517 гг.) назвал золотую пропорцию “божественной” и посвятил ей восторженную книгу “Божественная пропорция” (1509 г., Венеция). Точное название книги говорит об энциклопедизме взглядов автора и множестве сфер человеческой деятельности, где уже в эпоху Возрождения усматривали золотую пропорцию:  «Божественная пропорция. Сочинение, весьма полезное всякому проницательному и любознательному уму, из коего каждый изучающий философию, перспективу, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку или другие математические предметы извлечёт приятнейшее, остроумное и удивительное учение и развлечёт себя различными вопросами сокровеннейшей науки». 

Считают, что прекрасные иллюстрации к книге были выполнены Леонардо да Винчи. В этой книге Лука Пачоли обожествил золотую пропорцию, сравнивал её со Святой Троицей. Таким образом, современному человеку могло бы быть понятным символическое  обозначение «Троицы» с помощью кодировки знаком золотой пропорции. Но книга Л. Пачоли вышла  через 98 лет после написания Андреем Рублёвым «Троицы», на которой уже, возможно, стоял символ золотой пропорции. Судя по всему, Андрей Рублёв ведал тайну конструктивного начала Мироздания от византийских иконописцев, у которых учился. Заложив  тройную золотую пропорцию в сюжет, композицию и колорит своей иконописи, великий мастер поставил печать мировоззренческого гармоничного триединства Мира, т. е. предложил человечеству золотой эталон действия, взаимодействия и мыслетворчества в пропорции золотого сечения.

 Но все же почему  рангом выше, над этим знаком, расположена жертвенная чаша? Не потому ли, что человек не соблюдает  гармонии, пренебрегает золотым эталоном действия, взаимодействия и мыслетворчества и нарушает тройственную гармонию Мира? Промерив и посчитав  математически  знак, размещённый на  фронтальной деке престола с жертвенной чашей, мы выявили: знак сохраняет общие очертания  символа, но  математические соотношения, известные как конструктивное начало Мира, в нём нарушены.

 Вот оно – второе послание Андрея Рублёва: нарушенный человечеством  эталон  действия, взаимодействия и мыслетворчества  как конструктивного начала Мира  необходимо восстановить путём жертвы в этом людском Мире. 

Продолжим анализировать тот факт, что через 100 лет францисканским монахом, художником и профессором Перуджинского и Миланского университетов Лукой Пачоли в 1509 г. золотая пропорция была названа “орудием мышления” и “принципом Мира и Природы”.

 Проявления золотой пропорции учёные всё чаще встречают во многих явлениях окружающего мира. Золотая пропорция входит в состав Базового Генома Мира [2,3]. Сегодня, в XXI в., наше внимание особенно заострено на определениях Л. Пачоли золотой пропорции  как “орудии мышления” и “принципе Мира и Природы” вот почему. Поле нашей научной деятельности сосредоточено  в области систем естественных законов Мира. Логично возникло желание соотнести “принцип Мира и Природы” с открытой нами в 2003 г. Мировой эволюционно-генетической Матрицей. Тем более что её символ в виде крыши Дома, окрашенной в цвет творческой активности – оранжевый, мы отчётливо видим в работе Андрея Рублёва над головой Отца. Входы же в дом над и под крышей  символизируют возможность человека познать земные программы, соответственно Божественной Матрице  и вход в её небесные тайны и высокое предназначение. 

Мы также  усмотрели символику золотой пропорции как Божественной «Троицы» в системономических исследованиях  Всеобщих Законов Мира. Но сначала  немного о системономии как науке о  системах Законов Мира [15]. 

Это новое научное направление  родилось и развивается в России с 2003 г. в Российской  Академии  естественных наук (РАЕН). В 2003 г. нами была  открыта, а в 2005 г. опубликована Базовая эволюционно-генетическая Матрица Законов Мира [10]. На её основе была открыта периодическая система Всеобщих Законов Мира (2005 г.). Это позволило открыть ряд периодических систем: общих законов человеческого общества (2006 г.) [11], познания и постижения (2007 г.) [12], специальных законов психики человека (2007 г.) [1], управления (2008 г.) [19], образования (2009 г.) [13], юриспруденции (2010 г.) [7], социальной работы (2010 г.) [17],  безопасности жизнедеятельности (2010 г.) [16], здоровьеразвития (2011 г.) [5], нравственности (2015 г.) [18], общих Законов  Логоса Солнечной системы (2013 г.) [6]. 

Эта огромная по объёму работа, совершённая  всего за 10 лет группой учёных Российской академии естественных наук, Крымской академии ноосферного образования и науки, Ноосферной академии науки и образования, Славянской Всемирной академии, Международной  Академии связи и телекоммуникаций стала возможной благодаря тому, что они  сумели понять Матрицу в качестве уникального лекала для  множества  различного иерархического уровня систем законов природы и общества: Всеобщих, Общих, специальных, частных. 

Рассмотрим  в общем виде периодическую систему Всеобщих Законов Мира (ПСВЗМ). Она была открыта первой из периодических систем законов, и по её образцу впоследствии были открыты  другие. Две вертикальные колонки  слева содержат наименования уровней бытия тех или иных законов, а также тех общефилософских принципов, которым они соответствуют. Вертикальные колонки A, B, C, D, E, F, G, H  обозначают группы законов различных систем Мира  и состоят  из 8 клеток каждая (читаются  снизу  вверх).

Периодическая система Всеобщих Законов Мира в виде таблицы. 

(Н.В. Маслова, 2003 - 2005 гг.). [13, 85с.].

      8 горизонтальных периодов в таблице  соответствуют 8 уровням развития систем (по нарастающей снизу вверх) и восьми же общефилософским принципам, указанным в первой вертикальной колонке таблицы. Общее количество клеток поля Матрицы равно 64. В каждой  из них  располагаются от 1 до 12 законов.

 Чтение этой таблицы необходимо вести так, как мы читаем книгу: каждая строка (период) – слева направо. Сравнение научной символики ПСВЗМ с художественно-смысловой символикой «Троицы» Андрея Рублёва показало, что “принцип  Мира и Природы” (Лука Пачоли) в них совпадает.

 

 

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВСЕОБЩИХ ЗАКОНОВ МИРА

с наложением изобразительного ряда иконы «Троица» Андрея Рублёва 

Во-первых, математические расчёты соотношения энергий в клетках ПСВЗМ показало, что каждая из них кратна числу Золотой пропорции 1,618, либо 0,618 [10]. Кроме этого, художественная композиция изображения, созданная Андреем Рублёвым, содержит золотую пропорцию в своей основе. К примеру, в золотой  пропорции соотносятся голова и нимб каждого из ангелов, видимые зрителю  фигуры Отца и Сына, Духа Святого и Сына.
Композиция иконы изобилует золотыми соотношениями. Так, нижняя часть иконы до линии верха престола и её верхняя часть, диагональное пространство в любом направлении композиции в месте изображения чаши составляет те две области, которые соотносятся в соотношении золотого сечения.
 Троичность Бога как мировоззренческий принцип Мира и православия усилен Андреем Рублёвым символом базового “принципа  Мира и Природы” в виде знака золотой пропорции на фронтальной  стенке престола Святой Троицы.    
 Во-вторых, пространственно накладываются друг на друга базовые Законы Мира и  узловые символы «Троицы». Укажем 5 из них.
1. Вертикальные колонки A (докосмичного Мира), B (Элементов Мира), C (Энергий Мира) в таблице Законов закрывает фигура  Отца – организатора Домостроительства Мира. Его глава и нимб расположены в клетках Законов эволюции элементов и энергий Мира, которыми Он правит. Его рука держит жезл точно в клетке знергоинформационного управления энергиями систем  Мира. Так отчётливо показана программа действий Домостроителя. Обратим внимание, что динамика энергий в каждой клетке таблицы Законов Мира направлена слева направо, т. е. против часовой стрелки. Это направление творящее-созидающей энергии Мира обозначено и для всей таблицы Законов в издании [10] по каждому её краю красной стрелкой. В этом же направлении развивается и  круговая динамика фигур «Троицы» Андрея Рублёва. Это  направление развития жизни, а потому и воли  к достижению цели Отцом. Это жизнетворящая и утверждающая жизнь положительная энергия. Она особенно ясно звучит в верхней  части круговой композиции: от Святой  горы – к Древу Жизни – к гармонии мироустройства и  к любому из 2-х входов в святая святых Мира. 
2. Колонка G (законы иерархии систем), H (высшего потенциала Законов Мира) Андрей Рублёв отдал образу Святого Духа. Его глава склонена в клетке Законов эволюции иерархических систем Мира: поистине, все иерархические системы Мира формируются в ходе эволюции Духа!
 Левая рука Святого Духа сжимает жезл власти в главной клетке законов энергоинформационной иерархии управления систем Мира и указывает направление эволюции систем законов Мира. Познакомимся с одним из законов самоорганизации  иерархических систем Мира (G4a). Он  читается на груди фигуры Святого Духа: «Иерархические системы мира структурно - функционально  и взаимно комплементарно  самоорганизуются благодаря механизмам их генетической синхронизации с законами Мира» [10, 128с.]. Здесь содержится указание на  нарушение этого  мирового Закона человечеством. Здесь  указана и подсказка в направлении гармонизации Мира и человечества. 
3. Энергия и смыслы действия по сюжету передаются фигуре Сына, а колонка Законов энергий Мира  сопрягает Отца и Сына. В зоне сопряжения  святых нимбов Отца и Сына располагается  закон эволюции энергий Мира (С5с): «Эволюционно-космическое  усложнение  энергий детерминировано потребностями систем в их динамике к наибольшей синхронизации с Законами Мира» [10, 99с.]. 
Вертикальные колонки D (информации Мира), E (самоорганизации Мира) в таблице закрывает фигура Сына – исполнителя воли Отца. Именно законы информации и самоорганизации  необходимы в мире людей для исполнения воли Отца. Рука Сына, сжимающая жезл власти находится в клетке законов самоорганизации эволюции систем Мира. Сознание. Любовь-мудрость. Уравновешенная энергия переданы Андреем Рублёвым. И посылает Отец Сына с великим принципом  любви как творческим принципом самоорганизации жизни! При этом глава Сына располагается в высшей зоне Законов иерархии информации и самоорганизации. Клав (светлая нашивка) на плече Спасителя как символ жертвы, расположен в клетке законов самоорганизации информации систем Мира: его жертва должна самоорганизовать информацию систем Мира и человеческого общества,  прежде всего, от кроваво-багровых красок к солнечным! Душа Сына подобна солнечному свету, теплу и огню борьбы за жизнь. За Его светоносными крыльями произрастает Древо Жизни, дотягиваясь до законов Высшего потенциала информации и самоорганизации Мира! 
 Прочтём один из законов самоорганизации [E4а], определяющий  миссию Сына: он  наложен на сердечную зону  фигуры Сына Божия: «Системы Мира принимают, обрабатывают, архивируют, передают  энергоинформацию, синхронизированную с генетической и ранее приобретённой энергоинформацией, осуществляя таким образом  самоорганизацию» [10, 114 с.]. Синхронизация информации всегда идёт через этот детектор истины  – сердце!
3. Вертикальные колонки Законов эволюции (F) сопрягают Сына и Духа Святого. А как же иначе! Человеческая эволюция идёт только посредством возрастания Духа! 
4. Знак золотого сечения расположен в клетке  законов  необходимости эле-ментов самоорганизации  систем Мира, что  отражает его назначение  как конст-руктивного начала в эволюции Мира [E1b]. Выше, в области груди Сына  этот закон  открывает секрет необходимости  именно такой самоорганизации: «Генетическая энергоинформация детерминирует самоорганизацию системы, являясь индикатором её синхронизации с системами Мира в пропорциях золотого сечения, повышая таким образом её иммунитет» [10, 115с.].
5. Евхаристическая чаша расположена в  верхней части клетки закона достаточности  базовой (генетической) энергии для самоорганизацией систем Мира [E2а]: «Взаимодействие  базовой творяще-созидающей  и стимулирующей энергии достаточно для адекватной Законам Мира самоорганизации систем» [10, 113 с.]. 
Оказывается, нарушенный человечеством  эталон  действия, взаимодействия и мыслетворчества  как конструктивного начала Мира,  возможно восстановить путём жертвы в этом людском Мире и на это достаточно  энергии самоорганизации, адекватной Законам Мира. Вот и третье послание Андрея Рублёва: необходим отказ от материального тела для  воскресения  духовной нормы жизни человека и человечества! Вот почему художник размещает жертвенную чашу выше знака нарушенной гармонии Мира. 
Форма евхаристической чаши, несущей сакральный смысл беседы Троицы,  Андреем Рублёвым транслируется  в пространство иконы, образуя ещё 2  пространственно-смысловые чаши. Одна из них  образована  линиями внутри  трёх фигур. Нами обведён примерный контур этой воздушной чаши вблизи фигуры Сына жирными линиями,  которые следует воспринимать округлыми, как это сделано Андреем Рублёвым: линии рук ангелов плавно переходят в линии  одежд, покрывающих их колени и ноги. Это сердечная чаша Троицы, заполненная сущностными Законами Мира. 
Сердечная чаша, как мы её назвали, предназначена к постижению  персональных  и межличностных («Возлюби ближнего своего как самого себя») Законов жизни. В этом смысле требуется постоянная жертвенность человека, чтобы соответствовать  ожиданиями Бога и нравственно-духовным нормам жизни. Сын Бога, несущий эту  истину людям, располагается  Андреем Рублёвым в центре Сердечной чаши, троекратно перекликаясь (композиционно, колористически и программно) с символом  головы  агнца в евхаристической чаше.
Третья чаша – пространственно внешняя. Она показана нами жирной линией  в таблице  Законов и охватывает все три фигуры снаружи. Это Большая Чаша Троицы. Она внешняя потому, что охватывает большее пространство, наполненное важнейшими Законами Мира, служащими для социального пространства жизни. Естественно, что пространство Законов Протоса (докосмичного Мира) не входит в наполнение Большой Чаши Троицы. 
Божий Сын оказывается в центре Большой чаши, символически показывая исключительную значимость любви и нравственности как нормы бытия для сохранения жизни посредством жертвы собой. Так троекратно  символ чаши манифестирует непревзойдённую божественную ценность: привнесение центрального смысла жизни –  любви.
 Обратим внимание  на то, что на  композиционной оси иконы расположились  символы  нарушенной золотой пропорции как конструктивного начала Мира, жертвенной чаши как необходимого пути Сына Божия к  Древу Жизни. Это сюжетная, мировоззренческая и онтологическая последовательность смыслов этих символов. 
Скрытые символы иконы, переданное замыслом иконописца, говорят нам: таинство беседы Троицы о судьбе человечества да наполнит своей сущностью внутреннее и внешнее пространство Мира, охраняемое тремя священными символами: Домом Всевышнего (Всеобщие Законы Мира), Древом Жизни (Общие Законы человеческого общества), Горой Святости (Общие Законы Духа).
Троичность Бога  как базовый  принцип Мира и православия  показан в образах Троицы и  транслирован в персональный, межличностный и социальный Мир как базовый мировоззренческий принцип веры в образах трёх чаш, наполненных духовно-нравственными смыслами и читаемыми  с помощью периодической системы Всеобщих Законов Мира. 
Знак же золотой пропорции на престоле выступает  также в роли печати Андрея Рублёва. Он не только изображает три ипостаси Бога, но и «запечатывает», скрепляет базовый триединый  конструктивный “принцип Мира и Природы”,  который не должен нарушаться ни в мире  природы, ни в мире людей, ни в духовном мире веры. 
Итоги.
1. Показана художественно-смысловая символика «Троицы» Андрея Рублёва в свете периодической системы Всеобщих Законов Мира и установлено их полное соответствие, в том числе мировоззренческое, идеологическое, сущностное, духовно-нравственное.
Это даёт возможность утверждать, что «Троица» Андрея Рублёва является художественной духовно-смысловой и вероучительной Матрицей Мироздания, соответствующей научно обоснованной Базовой эволюционно-генетической Матрице Мироздания и Всеобщим Законам Мира, открытых нами спустя 6 веков  после создания   национального иконописного шедевра. За 6 веков до научного открытия Всеобщих Законов Мира «Троица» несла людям вероучительные истины, усиленные  художественным  приобщением  человека к сопереживанию единства и гармонии Мира. Это ещё одно  подтверждение той истины, что  чувство и вера  опережают знания и науки.  
2. Выявленное соответствие художественно-смысловой и научной Матриц позволяет устремляться к безграничной вере в Творца и эталонному божественному мышлению соответственно Всеобщим Законам Мира, как в художественных, так и в научно-гносеологических сферах человеческой деятельности и мыследеятельности: это и есть генетически детерминированное системно-целостное мышление. 
3. Показаны 3 послания Андрея Рублёва человечеству, которые имеют вне-временное, внеконфессиональное  и всечеловеческое значение программы  сохранения жизни на планете.
Восхитительно пророческое наименование Лукой Пачоли золотой пропорции как “орудия мышления”!  Мы бы добавили: золотая пропорция – орудие безопасного и конструктивного природосообразного мышления, т. е. мышления желанного и угодного Богу как родоначальнику Безграничной Общей Гармонии Мира. И это качество мышления  стоит того, чтобы быть осмысленным! 
 
Литература
 
4. Антоненко Н.В. Периодическая система специальных законов психики че-ловека. – М.: Институт холодинамики, 2007. – 45с.
5. Астафьев Б.А. Основы мироздания: Геном, Законы и Творение Мира. − М.: Белые альвы, 2002. − 320 с.
6. Астафьев Б.А. Мироздание (законы, теории, гипотезы). – М.: Наука, 2015. – 612 с.
7. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа – общество – человек: устойчивое  развитие. – Москва – Дубна,2000. – 390с.
8. Брайко Л.И. Периодическая система законов здоровьеразвития и здоровьесбережения человека / Вторые международные системономические чтения. Сб .докладов и научно-исследовательских работ.– Киев - Ялта. КАНОН, 2012. ? С. 43-58. 
9. Брайко Л.И. Периодическая система законов логоса солнечной систе-мы/Третьи и четвёртые международные системономические чтения. Сб. докладов и научно-исследовательских работ.– Севастополь. КАНОН, 2015. ? С. 79-102. 
10. Брынин М.В., Брынина М.А. Периодическая система законов юриспруденции/ Третьи и четвёртые международные системономические  чтения. Сб. докладов и научно-исследовательских работ.– Севастополь. КАНОН, 2015. ? С. 145-149. 
11. Дёмина Н.А. Троица  Андрея Рублёва. Москва. Искусство, 1963 ?   100 с.
12. Дёмина Н.А. Андрей Рублёв и художники его круга. Москва. Наука, 1972 ?  220 с.
13. Маслова Н.В. Периодическая система Всеобщих Законов Мира. – М.: институт холодинамики, 2005 – 184 с.
14. Маслова Н.В. Периодическая система Общих Законов человеческого общества. – М.: Институт холодинамики, 2006 – 291с.
15. Маслова Н.В. Периодическая система Общих Законов познания/постижения. – М.: Институт холодинамики, 2007 – 179 с.
16. Маслова Н.В. Периодическая система Законов образования. – М.: Институт холодинамики, 2009 – 179 с.
17. Маслова Н.В. Ноосферное образование. Пособие для учителя. – Симферополь: Доля, 2012. – 296 с.
18. Маслова Н.В. Системономия.– Симферополь: Доля, 2012. – 246 с.
19. Насоновский Э.В. Периодическая система законов естественной безопасности жизнедеятельности/Третьи и четвёртые международные системономические чтения. Сб. докладов и научно-исследовательских работ.– Севастополь. КАНОН, 2015. ? С. 160-165.  
20. Поляшова С.В. Причины и предпосылки систематизации специальных законов социальной работы. /Третьи и четвёртые международные системономические чтения. Сб. докладов и научно-исследовательских работ.– Севастополь. КАНОН, 2015. ? С. 153-160. 
21. Самсонова С.А. Доклад на заседании Канон. 2015г. Севастополь.
22. Ульянова М.В. Периодическая система Общих законов управления / Вторые международные системономические чтения. Сб. докладов и научно-исследовательских работ.– Киев – Ялта: КАНОН, 2012. ?  С. 24-31.