Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Реинжиниринг образования

Дорогие коллеги и друзья!

21 февраля 2014г. состоится первая в истории образования конференция «Реинжиниринг образования» в павильоне «Ноосферный город» на ВВЦ.

Мы с вами являемся лидерами инициации природосообразных системных социальных процессов. Точность наших формулировок, соответствие теме выступлений порождает новых единомышленников, окрыляет слушателей! Я постараюсь ответить на некоторые вопросы, проливающие свет на новые термины и понятия.

УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ ПЕРЕД КОНФЕРЕНЦИЕЙ «РЕИНЖИНИРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ»

Н.В.Маслова


«Ре» как реанимация - придание движения тому (оживление) , что ранее двигалось(анимация).
Реставрация как восстановление того, что было ранее (существовало, стояло, бытовало).
Реконструкция как восстановление ранее действовавшей конструкции.
Ретрансляция как восстановление (повтор) бывшей ранее трансляции.
Репринт как перепечатывание.

А теперь рассмотрим некоторые процессы, связанные с обновлением в системе образования.

Модернизация образования – не ясный, общий термин. Модернизировать можно парты, компьютеры, школьные доски, дневники учеников, систему оценок, можно и все компоненты образования (это было бы замечательно!). Но никто ещё ни разу не сказал о модернизации ведущих компонентов образования в направлении их природосообразности. Термин не содержит в себе и намёка на природосообразные основы образования. Термин занял своё место и пространство в таком, к сожалению, ограниченном понимании.

Инновация - этот термин означает процесс внедрения нового. Было бы здорово, если бы инновировали цели, задачи, инструментарий, подготовку кадров, научный базис в направлении природосообразности. Но этого не происходит. А термин «инновации» закрепился уже за некими технологическими процессами обновления фрагментов системы образования. Понимая структуру систем Мира с позиций Теории генетического единства Мира, мы оцениваем такие инновации как работающие только на уровне законов элементов, реже - на уровене энергоинформации системы образования). Даже если рассмотреть социальные инновации, то мы, к сожалению, не обнаружим среди них системных изменений или обновлений на фундаменте периодической системы Общих Законов человеческого общества (т.е. возвращающих человечеству его связь с Богом, природой, космосом).

В науке существует правило, согласно которому один термин, возникая, входит в обиход человечества и занимает там свою нишу.

Мы можем говорить: «Природосообразные инновации внедряются в школы». Но это относится лишь к фрагментам системы. Мы часто слышим: « Идет модернизация образования». Но это не отвечает на вопрос: в каком направлении? на какой научной платформе? в какой концепции? на базе какого мировоззрения?

Людям не говорят точно, поддерживая «психологическое ожидание» перемен.

Термин реинжиниринг показывает отличие процесса обновления целей, задач, научной платформы, мировоззрения генетического единства Мира от модернизвций и инноваций.

Рассмотрим этот термин. Латинский корень engine - двигатель. Реинжиниринг (reengineering) - т,е. замена ведущих механизмов, двигателей системы.

В образовании изначально были природосообразные цели, методы (мы об этом обычно рассказываем на 1 фазе на примере Сократа и его педагогической системы «Майевтика» (вспоможение при рождении мысли). В работах великих педагогов всегда присутствовало обращение к природным корням, инструментам (наблюдение, размышление и др. ) образования. 

Утерянные ныне природосообразные истоки подменены заучиванием, обучением логике, отходом от душевности и духовности, от Бога, преобладанием технократического и манипулятивного подходов. Всё это закономерно может привести к формированию левополушарного мышления, а в перспективе - к хрематическому сознанию (предпочтению материальных целей и потребительских ценностей, накопительству, жажде власти).

Восстановить природосообразную основу, реконструировать понимание необходимости строить образование на основе законов Мира и природы, реконструировать естественные механизмы, цели, инструменты образования и воспитания, реконструировать генетически присущий человеку способ воспринимать информацию, её обрабатывать, принимать решения целостно на фундаменте законов познания и постижения и, таким образом, не нарушать Общие Законы человеческого общества и планеты Земля, Законы Мира – вот главные цели и задачи ноосферного образования и воспитания.

Таким образом, форма этого процесса называется реинжинирингом, а содержанием является ноосферное образование.

Этого материала вы нигде не найдёте. Почему? Загляните в «Тайны и явь воспитания», в главу «Чёрный Колумб».

Желаю вам успехов в подготовке к конференции!