Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

«Поздравьте меня-ваша дочь – Учитель»

Из опыта работы, к.п.н., доцент РМАТ, Учитель английского языка высшей категории Никитина Елена Михайловна.

СКАЧАТЬ (*.doc, 2,5Мб)

В нашей семье есть учителя математики, физики, труда, физического воспитания, ИЗО,  учителя английского языка, русского языка и литературы. У нас педагогическая семья, потому что мама наша хоть и была медицинской сестрой, но имея 6 детей, у всех воспитывала заботу о младших, помощь и уважение старших, умение жить в коллективе и творить. Мы с детства были научены помогать по дому: дрова, вода, стирка, уборка… Никого этим не удивишь. Но когда к нам приходили гости, тут уж нашей фантазии не было границ: мы ставили целые концертные программы с костюмами, импровизациями, песнями и танцами. Взрослые нас активно поддерживали и участвовали в наших представлениях. В нашем детстве на Крайнем Севере не было телевизоров, но у нас было самое главное: радость человеческого общения и коллективного творчества.

Прошли годы, педагогический институт закончен и радость того, что моя мечта сбылась, была бескрайней. «Поздравьте меня: ваша дочь –Учитель.» - послала я телеграмму своим родителям после сдачи государственных экзаменов, совершенно не осознавая, что до этого звания мне еще предстоит долгий и очень тернистый путь. Тернистым он был потому, что не всегда удавались уроки, не научались дети иностранным языкам, долгие размышления и поиски как научить не давали покоя. И вот однажды…

И вот однажды я на выставке «Образование ХХ века» я увидела таблицу, где всего на одной  странице,   в красочной художественной форме была изложена структура всей грамматики английского языка. Образность, простота, доступность этого (как я потом узнала) образона привела меня к Создателю этого шедевра –в Российскую академию наук к Масловой Наталии Владимировне. Привела меня туда, да там и оставила. На целых 20 лет.

Суть биоадекватной методики проста и доступна: не нарушай природу человека. Не уродуй его. Не коверкай. Пусть он растет привольно и широко на нашей земле. Мы, учителя, пришли в школу не только учить, но и учиться, не только растить, но и сами совершенствоваться, расти, постигать мир через общение со своими учениками, развивать детей и развиваться сами, формировать целостность мышления всех нас, создавать  наше будущее, будущее нашей планеты. «Задача учителя состоит в том, чтобы подвести к двери, дать ключ и научить ученика пользоваться этим инструментом. Никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний».

Любое преподавание иностранного языка включает в себя грамматические явления речи, проявляющиеся во всех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме). Теоретические сведения о грамматике в учебниках традиционно вводятся описательным способом; следовательно, учащиеся воспринимают информацию, опираясь только на дискурсивно-логические возможности своего мозга. Этот факт отмечается многими специалистами в области преподавания иностранных языков, в том числе, например Вятютневым М.Н.: «Растянутость презентации системы языка во времени всегда являлась барьером, препятствующим организации общения».

В языке заложена система. Язык как система знаков и средство выражения эмоций и настроения есть и у животных. Что же делает речь «человеческой?» Сегодня язык – это не только словарный запас, но и способ выражать себя. Он служит для целей коммуникации и способен выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Мы познаем мир посредством мышления и пользуемся для выражения своих впечатлений, мнений, эмоций, восприятия.

Обучению продуктивному владению профессионально-ориентированным иностранным языком препятствует, во-первых, дефицит аудиторных часов, отведенных на изучение иностранного языка, которые на первом курсе используются для изучения общего курса иностранного языка с целью ликвидации пробелов школьной подготовки. 

Во-вторых, студенты, поступающие в ССУЗ, имеют разный уровень подготовки. Бывшие учащиеся городских школ и лицеев имеют более высокий уровень подготовки, чем выпускники сельских школ. В таких условиях изучение иностранного языка часто превращается для студентов в выполнение немотивированных упражнений, требующих минимума речемыслительной деятельности, что не соответствует их мотивационным возможностям.

На следующих курсах студенты, как правило, овладевают профессионально-ориентированным языком посредством чтения  специальной литературы, однако уровень подготовки студентов в группах остается различным, с преобладанием низкого. Поэтому в обучающий процесс требуется включение курса выравнивания уровня владения иностранным языком, включающего профессионально-ориентированный компонент, с целью подготовки студентов к более сложной деятельности: овладению иностранным языком для специальных целей.

В-третьих, на сегодняшний день не разработано достаточное количество учебных пособий для ССУЗ по английскому языку по всем специальностям, поэтому возникает необходимость создания авторских пособий, в которых  следует учитывать специфику конкретной специальности, соответствующую лексику, нужно учитывать специфику обучаемого контингента студентов и уровень их подготовки.

Так пришла идея создания своего пособия на основе  биоадекватной методики. Учебное пособие «Древо английской грамматики» проф. Масловой Н.В., автора биоадекватной методики, мы взяли за основу, как образец создания образонов, структурирования пособия, распределения материала по темам. Известно, что урок в биоадекватной методике играет роль шага на пути к целостному мышлению. Это происходит потому, что созданный на уроке мыслеобраз по одной теме присоединяется к мыслеобразу по другой теме, и так шаг за шагом (от урока к уроку) создается опыт учащегося, его умение мыслить целостно.

После биоадекватного урока наблюдается общее изменение самочувствия учащихся в сторону его улучшения: у детей поднимается настроение, исчезает состояние усталости, снижается тревожность, появляется уверенность в своих способностях, усиливается энергичность. ( это мы изучали на своих уроках, измеряя артериальное давление до уроков и после, проводя тесты А.Уэссмана и Д.Рикса. «самочувствие, активность, настроение») по результатам которых было отчетлива видна картина нормализации артериального давления, улучшения самочувствия и насторения до 50-65%.

При обобщении результатов эффективности уроков выявлено, что систематическое использование биоадекватной технологии у учащихся развивает умение проводить самооценку, повышается эффективность уроков, следовательно, данная методика оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, именно поэтому  она определяется  как здоровьесберегающая методика. Это дает   учителю и ученикам эффект легкости творческого проведения урока, чувства сотрудничества и новых открытий учащихся,  а информация запоминается легко и непринужденно.   В клубе английского языка, который состоит из неравнодушных, творческих, пытливых ребят, мы пришли к идее создания учебного пособия для первокурсников.

 Ребята с радостью взялись за дело. Им нужно было поверить в свои способности, поверить, что это доступно. Студентам был объяснен принцип биоадекватной методики, его преимущества, которые они почувствовали на занятиях сами.  Это был коллективный труд, который приносил радость. Ребята придумывали образоны, рисовали, делали макеты на компьютере, раскрашивали, делали надписи. Подбирали тексты, упражнения, писали транскрипцию.

Так выглядели наши рисунки, на которые мы накладывали информацию из грамматики английского языка.  (см. в приложении)

 Мы  шли от одной темы к другой, постепенно начал получаться учебник, а когда пособие было напечатано, радости не было конца. Было интересно наблюдать, как студенты ищут свои работы, свои фото и радостно узнают своих друзей, знакомых, потому что все использованные рисунки и фотографии мы взяли из наших фотоальбомов.

В  последующие годы, когда пришли младшие братья и сестры учиться в техникум  и на страницах учебного пособия увидели своих старших или знакомых, у них появлялось чувство неподдельного интереса к учебному пособию, они читали тексты и делали упражнения с особым интересом.

Одна из студенток Юлия Диденко настолько увлеклась этой работой, что дома с мамой создала свой рукописный учебник на листах размером А3.

 Этот труд на долгие годы стал методическим пособием для учителей, а для Юли и ее мамы это стало радостью совместного творчества.

Витязева Ирина   сделала большую работу в наборе текстов и макетировании пособия, поэтому ее портрет из презентации о себе и своей семье было решено вставить в учебное пособие. Сама она пишет об этом следующее: «Учебник с Еленой Михайловной мы начали писать когда я только пришла в техникум на 1 курс. Моя помощь начиналась с малого. Сначала я писала транскрипцию и перевод слов, но потом меня, можно сказать, было не остановить. И в итоге мы получили замечательный, познавательный учебник, в котором очень доступно раскрываются основные темы английского языка. После всей проделанной работы, я стала лучше понимать язык и получила хороший опыт написания и оформления учебника».

После создания учебного пособия появилось желание создать Рабочую тетрадь, а потом возникла необходимость написать методическое пособие. Диск создавали коллективно. У нас в гостях были студенты из Норвегии. Они с радостью согласились озвучить нам всю лексику на английском языке, а Ирина озвучила на русском языке. Музыку к урокам нам помогла подобрать музыкант Анжела Чупрова. Этот процесс длился более двух лет.

Лично для меня это был новый, очень интересный опыт, т.к. ранее никогда я не занималась созданием учебных пособий. Но за годы работы ни один меня полностью не устраивал, поэтому к каждому уроку для подготовки затрачивалось очень много времени, готовилось много распечаток и заготовок. После создания УМК необходимость у меня в этом отпала.

За семь лет апробации не было сказано ни одного негативного мнения, отзывы были всегда единодушны: учебник хороший, нужный. «После работы с ним начинаешь понимать структуру английского языка, становится легче изучать и другие предметы, потому что образоны мы создавать научились.» -говорят выпускники техникума.

Незаметно для ребят во время создания пособия повысился уровень знания английского языка. Когда мы стали участвовать в проекте «Peacepainting» ( Дети рисуют во имя мира) и были приглашены с дружеским визитом в Норвегию, студенты с удивлением обнаружили, что у них исчез языковой барьер и они легко могут общаться на английском языке. Работы мои получили гриф Учебно-методического объединения средних специальных учебных заведений Архангельской области «Рекомендовано для использования в работе ССУЗ Архангельской области» и были изданы для нашего техникума, ненецкой школы –интернат и других школ города Нарьян -Мара.

Это произошло после того, как я в выступила на конференции  Педагогического мастерства в Ненецком автономном округе. На педагогических чтениях,  конференциях, методических учебах я делилась опытом, проводила мастер-классы по этой методике, помогала создавать другие учебные пособия ( например, Копейкина Н.А. Учебное пособие для ветеринаров) поскольку я глубоко убеждена, что только биоадекватные методики помогут нашим ребятам стать лучше, добрее, лучше станут чувствовать прекрасное. Им станет легче и интереснее учиться, а,   мы, в свою очередь, используя эту методику   сами становимся и добрее и мягче. Мы не устаем после уроков. т.е. здоровьесбережение происходит не только у детей, но и у учителей. После этих уроков всегда ощущается подъем сил  и желание творить дальше.
 
В техникуме я давала открытые уроки по биоадекватной методике, привожу некоторые отзывы.

«…на уроке английского языка по теме «Моя семья» преподавателем Никитиной Еленой Михайловной рационально были использованы разнообразные методы работы. Особенно понравилось объяснение грамматики через образ, что вызвало ощущение новизны, интереса к изучаемому явлению, легко запомнилось. Урок носил высокий воспитательный и развивающий эффект. Очень понравилась форма введения нового материала. Браво!!!

Кудляк О.А., председатель ПЦК общеобразовательных дисциплин НАЭТ -2009г.

На уроке английского языка на 3 курсе ГОУ СПО НАЭТ по теме «Проблемы молодежи была использована новая биоадекватная методика преподавания английского языка преподавателем английского языка Никитиной Еленой Михайловной. Понравилась атмосфера урока, свободное раскрепощенное общение преподавателя и студентов, форма введения грамматического материала через образ.

Урок прошел легко, не утомительно, несмотря на то, что длился 80 мин. Студенты хорошо усвоили материал, что показало выполнение упражнений на закрепление. В середине учебного дня это был «оазис» в тундре, когда все присутствующие отдохнули, обучаясь при этом. 
Могольницкая Н.Л., председатель ПЦК учетно-экономических дисциплин ГОУ СПО НАЭТ. -2010год

Вот несколько отзывов о мастер–классах, которые проводились автором пособия в ГОУ СПО «Ненецкий аграрно-экономический техникум» в г. Нарьян-Маре,   на III Международном салоне инноваций в г. Киеве. (Белая Церковь), в г. Екатеринбурге, в г. Севастополе.

 1.«… очень понравился урок! Просто великолепно.    Эмоциональное впечатление очень сильное. Елена Михайловна прекрасно  создала  общее настроение у детей и взрослых. Хотелось участвовать в уроке. Дети были увлечены происходящим, и  мы увлеклись тоже.

 2. Тему урока освоили мгновенно и очень весело. Теперь всегда буду  Помнить  случаи в английском языке  употребления окончания "-s».

 3. До глубины души (даже до слез)  затронула  тема гражданской  ответственности, рассматриваемая на уроке. Дети очень глубоко для себя поняли,  насколько вредно употреблять наркотики, алкоголь  и сигареты без всяких назиданий. При этом  каждый из них прочувствовал, а мы вместе с ними, значимость личной  гражданской позиции в отношении происходящего  в Мире.

 4. Прекрасным и приятным было заключение - чудная песня на английском  языке, которую мы спели вместе. Елена Михайловна очень талантливый учитель и воспитатель! Я очень рада, что почувствовала всю красоту английского языка. -2011г.
 Ректор Одесского института целостного мышления, психоэколог,  психотерапевт, невролог И. В. Смоквина.

Семинар. Здоровьесберегающие технологии преподавания учебных дисциплин»  в одном   из лучших  образовательных учреждений г.Екатеринбурга - лицее №9. На семинаре присутствовали педагоги города и Свердловской области (г.Каменск-Уральский, г.Верхняя Пышма).
Елена Михайловна очень четко, лаконично показала отличие  ноосферного подхода  к обучению от традиционного, подчеркнула преимущества биоадекватной методики преподавания.

На практике это было доказано проведением урока английского языка с учащимися 7-го класса лицея. Педагоги были в восторге от увиденного. А дети в своих отзывах писали следующее (некоторые отзывы были на английском языке):

«Восхитительный урок! Прекрасный учитель и тема интересна!»

 «Мне очень  понравился урок, было очень интересно. Очень хорошая методика, все очень понятно и просто. Новый материал замечательно подается,  актуальная тема урока.»

«Спасибо!!! Тактика проведения урока очень интересна и понятна. Работа учителя выполнена на 100%. Теперь я точно навсегда запомню эту яхту с 5 крюками!!!»

«Все прошло очень хорошо и увлекательно. Новая система образования со сменой деятельности и опытный учитель дали о себе знать. Большое количество учителей нисколько не смущало и все поработали активно. Было бы замечательно иметь такие уроки у себя в школе. Огромное спасибо!»

«Все очень понравилось. Было очень интересно и свободно (я не чувствовал себя скованным, как это бывает на других уроках, хотя было много незнакомых учителей). Время пролетело незаметно. Мне очень понравилось  и рисовать, и петь,  и представлять. Большое спасибо!»

Далее дети поделились яркими впечатлениями со своими родителями. А те в свою очередь обсуждали  урок на родительском собрании.

А вот отзывы преподавателей.

«Огромное спасибо за семинар, информацию, которую я здесь получила, можно сравнить с бусами, т.е. бусинки(элементы) биоадекватной методики теоретически знакомы, практически нужно выполнять намного больше. Этот семинар положил начало целостности, все бусинки можно собрать на одну ниточку и получить БУСЫ (целостную систему). Отдельное огромное спасибо Елене Михайловне за благоприятную атмосферу на семинаре. Паршакова С.Л. г.В.Пышма»

«Огромное спасибо Елене Михайловне за потрясающую лекцию, за великолепный урок, за радость общения с такой умной, интересной учительницей- исследователем, за новые знания по ноосферному образованию. После каникул возвращаюсь в школу обновленной, вдохновленной и заряженной новыми идеями!!!» Шантарина О.А. гимназия № 13, г.Екатеринбург)

Уважаемые Елена Михайловна и Ирина Владимировна! Благодарим Вас за организацию и проведение семинара по ноосферному образованию, который дал нам возможность осознать, что ноосферное образование - это целостная  система, которая создаетусловия для развития человека, чувствующего и осознающего себя частью космоса, несущего ответственность за жизнь в любом её проявлении. Ваш семинар дал нам энергию и импульс к творчеству и пониманию современного урока с точки зрения ноосферного образования.Благодарим Вас и надеемся на новые встречи.

«Благодарим Никитину Е.М. за семинар, который определил для нас образовательную стратегию будущего. Мы, педагоги, поняли, что наша задача состоит в том, чтоы вооружить каждого ученика «золотым ключиком познания и создать условия ддля физиологического восприятия информации через релаксацию, комфорт и радость.   С уважением Н.А.Севергина, лицей №12, учитель английского языка.».
  
Потом появилась новая идея о создании учебного пособия для учеников 2 класса средней школы. И с новыми силами, уже с другими студентами, но не менее увлеченно и радостно создается УМК для второго класса ( Учебное пособие, рабочая тетрадь и диск, на котором не только озвучены слова, подобрана музыка, но и собраны видеоматериалы к темам.) 
  
Создание нового учебного пособия для второклассников.

Среди моих учеников   была моя дочь. В ее классе с 1999 года я впервые использовала эту методику, проводила для учеников дополнительные занятия. Прошли годы. Дочь теперь сама проводит мастер-классы по английскому языку для малышей. Посещая ее занятия, я поняла, что благодаря этой методике, можно научить понимать английскую речь детишек, которые еще

практич ески не говорят ( в возрасте2-2,5 лет). У нее накоплен опыт работы с малышами, которым она делится. Например, проводила мастер- класс «Учим английский язык с мамой» в г. Нарьян –Маре. Отзывы родителей и детей были очень высокие.
Мои бывшие ученики вспоминают:

1.Майор А.И.Копылов, Адъюнкт Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, мой бывший ученик, вспоминает: «Благодаря Елене Михайловне увлечение иностранными языками, позволило мне сдать успешно экзамены на курсах гидов-переводчиков по английскому и французскому языкам. В последующем в конце 2000-х гг. я самостоятельно занимался изучением испанского и итальянского языков.»

2. Алексей Ушаков, учитель английского и немецкого языков говорит: «У меня было много преподавателей ( и не только в России), но Елена Михайловна была лучшей. Все меркнет перед ее человеческим отношением и преподавательским уровнем профессионализма.»

3. Кристина Федоренко,  преподаватель английского языка в Германии вспоминает : «Она самая классная учительница английского языка. Я тоже решила заговорить так же красиво как Елена Михайловна и моя мечта сбылась!»

За этот труд мне было присвоено звание «Ноосферный автор», вручена Золотая медаль на III Международном авторском Салоне инноваций, Почетная грамота РАЕН, почетная Грамота министерства образования РФ, много других Грамот и Благодарностей за многолетний труд, в том числе и в международной деятельности в Университете Арктики. Но, главное, теперь я могла бы родителям послать телеграмму, которая соответствовала бы истине. «Я-учитель».

СКАЧАТЬ (*.doc, 2,5Мб)