Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Давыдовская Н.А., статьи

Давыдовская Н.А. Нейрофизиологический аспект теории комплексов

В статье рассмотрены аспекты, соединяющие нейрофизиологию и патологию мозга с психологией бессознательного. Представление о патологической доминанте А.А. Ухтомского и ее функционировании в пределах структурно - функциональной модели мозга  (А.Р. Лурия), позволяет увидеть «мосты» (К.Г. Юнг) между нейрофизиологией и психологией бессознательного.

Скачать статью (doc)

 

Давыдовская Н.А. Особенные дети

На приёме в моём кабинете серьёзный 9-летний малыш подробно объясняет причину своего невнимания на уроках. Оказывается, он обдумывает возможности химического воздействия на ДНК человека с целью повышения его стрессоустойчивости. Готов провести эксперимент на своём организме и в случае неблагоприятного исхода принести себя в жертву человечеству. Беседуем «на равных». На вопрос: «Что такое геном человека?» получаю хрестоматийный ответ. Сочувствую его педагогам.

Другой пример: растерянная мама с учёной степенью доктора наук безуспешно пыталась адаптировать своего 7-летнего сынишку к школе.  Во  втором полугодии 1-го класса учителя пришли к выводу о необучаемости ребёнка. Мальчик невнимателен на уроках, не усваивает информацию, не общается с одноклассниками, избегает прикосновений, шумных игр, предложенную учительницей ручку берёт через натянутый на пальцы  рукав свитера. Дома тоже проблемы: проявляет негативизм по отношению к маме, коррекции не поддаётся, избегает контакта с водой. При всех этих особенностях демонстрирует по - взрослому правильную речь, держится с достоинством, своеобразно, но серьёзно аргументирует своё поведение.  Психолог выяснил, что  ребёнок имеет своё представление о мироустройстве и взаимодействии с «этим миром». Занятия с психологом и сеансы аппаратной терапии с целью гармонизации функций головного мозга оказали положительный эффект как в первом, так и во втором случае.    Улучшились внимание,   контакт с родителями и учителями. Мама второго ребёнка даже смогла в отпуске съездить с ним на море.   Новые дети…

Скачать статью (doc)

 

Давыдовская Н.А. Динамика родительских образов

Роль семьи в становлении личности человека первостепенна и неоспорима. В семье ребенок вначале осознает свое физическое окружение, познавая с помощью всех органов чувств окружающий мир, наполняет свой  разум образами близких людей, предметов, явлений природы и связанных с ними переживаний. В семье ребенок получает удовлетворение базовых потребностей /8/, усваивает ценностные ориентации, культурные и национальные традиции. В идеале и первый духовный опыт ребенок получает в семье: в форме религии или отношения к природе.

Ребенок – это творение родителей. Важно, чтобы родители осознавали  это  и  воспринимали  воспитание как творческий процесс.

Семья – это вселенная для ребенка, а родители – как два солнца в ней. Каждый младенец и маленький ребёнок должны почувствовать себя центром вселенной, по крайней мере, на какое-то время.  Хайнц Кохут (Heinz Kohut)/10/ фокусировал внимание на «отражении», при котором младенец смотрит на мать и видит своё «я» отражённым в её радостном взгляде. Так ребёнок чувствует свою самоценность. Второй нормальный процесс – «идеализация», которая начинается с узнавания ребёнком своего родителя или другого любимого человека. Ребёнок нуждается в идеализированном образе родителя, который соответствовал бы эталону родителя, заложенному в генетической памяти. Позитивные образы отца и матери во внутреннем мире ребёнка – основа психики и залог здоровья. «Да, личности отца и матери формируют первый и, очевидно, единственный мир человека, пока он маленький ребенок»,- пишет К.Юнг...

Скачать статью (doc)

 

Давыдовская Н.А. Биоадекватная методика преподавания – важный компонент в формировании мышления и сознания человека в контексте ноосферного развития

Резюме. Цель исследования:  представить медико-биологическую и психологическую базы воздействия педагогических методов в ходе преподавания учебных дисциплин и выявить естественные возможности оптимизации педагогических воздействий в природе головного мозга, центральной нервной системе (ЦНС), психике человека;  через нейрофизиологическую модель работы мозга показать, как способ  презентации, восприятия и переработки информации формирует мышление, сознание и личность в целом. Тем самым оказать помощь педагогической общественности в осознании перспектив  природосообразного метода преподавания (академик Н.В.Маслова) и способствовать мотивации педагога к овладению методикой целостного мышления   - основы глубинной позитивной трансформации личности учителя.  Исследование проведено в системном целостном подходе, понимаемом как неразрывное единство  структур и функций центральной нервной системы (ЦНС), головного мозга, психики и поведения человека в процессах восприятия, переработки, архивирования и воспроизведения информации. Исследование базируется  на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций человека (ВПФ) академика А.Р.Лурия, учении академика А.А.Ухтомского о доминанте, теории функциональных систем академика П.К.Анохина, учении И.П.Павлова о взаимоотношении ориентировочно – исследовательской реакции с различной, уже сформировавшейся на основе временных связей деятельностью организма, теории  К.Прибрама  о голографической и структурной организации нервной системы, учении В.И.Вернадского о сфере разума – ноосфере. В анализе научных исследований  применены методы: интерактивный целостный метод видения проблемы, целостно – нецелостный метод исследования одной из систем головного мозга в контексте функциональной целостности организма, интегративный метод с объединением  данных из самостоятельных научных  областей знания.  В результате  представлены  особенности формирования функциональной системы головного мозга, - как основы мышления и сознания, в зависимости от методики преподавания; представлена нейрофизиологическая модель природосообразного и традиционного уроков;  в заключение показаны преимущества  биоадекватной  методики преподавания в системе ноосферного образования; представлен критерий «природосообразности»  методики преподавания.

Скачать статью (doc)

Скачать все статьи