Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Программа дополнительной общей научно-методической подготовки работников образования

Целью программы является подготовка работников системы образования к восприятию инноваций ноосферного образования и воспитания посредством повышения уровня их общенаучной, методологической, методической, психолого-педагогической подготовки.

Принимая во внимание, что образование должно стать фактором устойчивого эволюционного развития общества, а также учитывая современное состояние, социальную функцию и стратегическое назначение системы образования, разработана, апробирована и предлагается к внедрению программа дополнительной подготовки руководителей школ, учителей, воспитателей, психологов «Научные основы ноосферного образования и воспитания».

В соответствии с Государственными образовательными стандартами России и Украины в программе объединены вопросы теории, методологии и психолого-педагогической практики, позволяющие в короткий срок сориентировать ментальность работников образования в направлении ноосферного развития.

Программа базируется на признании введённого в науку В.И. Вернадским понимания неизбежного перехода человечества в эпоху ноосферы - разумно управляемого соразвития природы, человека, общества без ущерба для последующих поколений.

Образовательные ценности программы:

  • ориентация на успех (повышение престижа профессии учителя);
  • мотивация творчества и самосовершенствования учителя в профессиональной сфере;
  • активная социально-педагогическая позиция как антипод профессиональному выгоранию;
  • наукоёмкость преподавания с помощью биоадекватных средств;
  • широкое взаимодействие участников традиционного образовательного процесса с адекватными природе человека (биоадекватными) методами.

Научно-методологической основой программы является комплекс современных научных трудов по биоадекватной технологии преподавания.

Научный принцип программы: системный подход в преподавании, биоадекватность, понимаемая как знание и учёт в образовательном процессе природы мозга, природы информации и природы человеческого организма.

Методический принцип программы: эколого-этический императив, понимаемый как использование в образовательном процессе учебно-воспитательных средств, не способных нарушить природные биоритмы тела, мозга, окружающей среды и мотивирующих позитивный выбор, раскрытие творческих способностей и самоопределение личности в природе и обществе.

Патентообеспеченность: ПАТЕНТ НА КРИСНУ МОДЕЛЬ № 66798 «СПОСОІБ ПІДВИЩЕННЯ ПРАЦЕЗДАТНОСТІ УЧНІВ». Видано відповідно до Закону Украіни «Про охорону прав на винахіди і корисні моделі». Зареєстрованов Державному реєстрі патентів Украіни на корисні модели 25.01.2012. Винахідники: Гончаренко М.С., Маслова Н.В.

Навыки и умения, обретаемые слушателями

  1. Практическое умение анализировать и отличать виды системной целостной и нецелостной профессиональной деятельности учителя.
  2. Практическое овладение методом эмоционально-нравственной саморегуляции.
  3. Умение создавать уроки по учебным предметам в биоадекватной технологии.
  4. Практически использовать биоадекватную методику преподавания учебных дисциплин на базе государственных или авторских программ.
  5. Создавать биоадекватные учебные пособия по предмету специализации.

Программа предусматривает:

Режим занятий: 10 дней по 7 час. с перерывом на обед и отдых.

  • аудиторную работу (72 ч.) в т. ч. входную и итоговую индивидуальную диагностику;
  • время самоподготовки
  • зачетную конференцию

Объём группы: не более 25 человек.

Ведущие курса - члены РАЕН, НАНО, КАНОН (см. информацию на сайте) :Н.В. Антоненко, М.В.Ульянова, Л.В.Мазурина, И.В. Смоквина, С.А. Самсонова, Т.В. Щегульцова, М.В. Брынин, Д.А.Кузнецова, Т.М. Клименкова, Н.Г. Куликова, А.В. Кузнецов, Н.Л. Кузнецова,Ю.Г. Жемойдо.

Семинар обеспечиает слушателям максимальное погружение в материал. С этой целю для слушателей организовано поселение на туристической базе на западном берегу Черного моря в г. Севастополе.

Расписание рабочего дня:

06.00 - Подъем, купание в море.

08.00-09.00 – Завтрак

10.00-13.00 – Теоретический блок семинара в конференц-зале.

13.00-14.00 - Обед

14.00-18.00 – Практический блок семинара (работа в подгруппах)

18.00-19.00 – Ужин

19.00-20.00- купание в море.

20.00-22.00 - самоподготовка

Стоимость (10 дней):650 длр США с человека.

В стоимость включено:

  • проживание 10 дней на турбазе на берегу моря в летних домиках в трёхместных номерах с туалетом и умывальником.
  • трёхразовое питание в столовой турбазы;
  • пользование инфраструктурой турбазы (пляж, торг.сеть, зал для практических занятий);
  • Аренда мультимедиа и ТСО;
  • Занятия теоретического и практического блоков;
  • Индивидуальная видеокомпьютерная диагностика в начале и в конце семинара;
  • Участие в фестивале природосообразных технологий в образовании и культуре «Крымская ноосфериана».
  • Участие в Салоне инновационных ноосферных достижений.
  • Участие в семинаре по программе.

ВНИМАНИЮ ОРГАНИЗАТОРОВ!

Занятия проводятся в виде тренига в релаксационно – активной форме. Каждому слушателю требуются: тетрадь, ручка, цветные карандаши или фломастеры, тапочки, носки, индивидуальный коврик, спортивная форма, бейджик. Диктофоны, камеры, сотовые телефоны приносить на занятия не разрешается.

Научно – методическую литературу слушатели приобретают на семинаре самостоятельно.

По итогам занятий проводится защита индивидуальных или групповых проектов.

По окончания семинара и защиты проекта каждому участнику выдается справка Крымской академии ноосферного образования и науки (КАНОН) об освоении программы ноосферного образования1 уровня.

В том случае, если семинар проводится по договоренности с департаментом образования или институтом повышения квалификации работников образования, то этим учреждением также выдается справка о прохождении курса повышения квалификации, принятые в данной местности, регионе, республике, стране. После прохождения 3-х ступеней (фаз) освоения программы системы ноосферного образования, выдается сертификат о присвоении квалификации: педагога-психолога, практического психолога или методиста в системе ноосферного образования.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

  ТЕМА
1

Кризис мышления: исторические корни и современное состояние. Глобальные проблемы человечества как следствие кризиса мышления (мир начала III тысячелетия).

Кризис системы образования – часть общецивилизационного кризиса: проявления, статистика кризиса, социальные последствия. «Рифы» образования: 7 фундаментальных причин кризиса системы образования. Вклад современной науки в решение проблемы выхода из кризиса системы образования. Общенаучный фундамент системы образования будущего. Специальный научный фундамент образования будущего.

2

Современная программно-приборная база для фиксации кризиса личности: приборные методы психоанализа, видеокомпьютерный психоанализ – первый объективный инструмент психолога. Научные основания: волновая модель работы мозга, математический анализ уровня гармонии личности.

3

Персональная (индивидуальная) психодиагностика слушателей. Определение доминирования полушарий головного мозга, степени гармонии личности, степени устойчивости личности, уровня активности (всего 12 базовых показателей личности). Создание персональной траектории гармонизации личности с каждым из слушателей.

4

Эволюционное устойчивое развитие личности, общества. Человек в системе Законов Мира. Научное определение закона природы. Всеобщие Законы Мира как естественные нормы функционирования систем Мира. Законы человеческого общества как естественные нормы взаимодействий человека с Миром. Соотношение систем Всеобщих, Общих и специальных законов. Системономия как наука о естественных системах законов. Роль естественных систем законов в образовании и воспитании человека XXI в.

5

Современные достижения естественных и гуманитарных наук и образование. Экологизация мышления. Эволюция мозга как отражение эволюции человечества. Модель нейронных ансамблей (контуров) головного мозга человека. Древние контуры. Контуры головного мозга для освоения и построения будущего. Теория целостного мышления как основа новой модели человека и ноосферных подходов в образовании. Основные достижения нейрофизиологии, генетики, психофизиологии к началу XXIв. Системологический подход в науке и образовании. Системономический подход в науке и образовании. Единство и отличия системологического и системономического подходов в науке и образовании.

6

Дети третьего тысячелетия: особенности их физиологии, ментальности, психики, духовных процессов. Как учить и воспитывать новых детей XXI в. Кризис системы образования как фактор поиска принципов, научного базиса, целей, механизмов, методов эволюционных трансформаций системы образования. Понятие реинжиниринга системы образования. Методы и способы реинжиниринга системы образования в условиях современности и на основе предшествующих достижений с учётом государственных программ.

7

Теория познания с точки зрения современной науки и практики. Периодическая система Общих законов познания и постижения – научная основа методологии и методики ноосферного образования. Физиология процессов мышления как функциональной синергетической системы. Мыслеобраз – индивидуальный оператор мыслительной деятельности. Информационная свёртка (мыслеобраз) в науке и образовании XXI в. Возможности работы с мыслеобразом в образовании и воспитании молодёжи и учительства.

8

Ноосферное образование – эволюционно новый этап развития образования: научные основания, базовые характеристики, принципиальные отличия от предшествующих исторических этапов развития. Цели и задачи ноосферного образования на современном этапе.

Целостная педагогическая система ноосферного образования на основе Всеобщих Законов Мира. Система специальных законов образования – специальный научный базис ноосферного образования. Концепция ноосферного образования. Модель концепции ноосферного образования. Принцип природосообразности как нравственно-экологический императив ноосферной школы. Место и роль ноосферной школы в современном и будущем образовании. Модель ноосферной школы. Модель сознания педагога. Модель выпускника ноосферной школы.

9

Универсальные нравственные принципы – этический стержень ноосферного образования. Научные основы психосоматической деятельности человека. Общие законы управления как основа самосовершенствования в системе образования. Периодическая система общих законов управления. Самоуправление личности учителя и ученика как условие развития школы и системы образования. Практический тренинг: простейшие методы саморегуляции учителя. Гимнастика для восстановления и роста нервных клеток.

10

Достижения в области научной психологии. Ноосферная психология: принципы, основы, отличия от психологии предшествующих этапов эволюции науки. Периодическая система законов психики человека. Психология в ноосферном образовании. Психика ученика в ходе урока. Психические травмы и защитные механизмы личности. Основы саморегуляции. Тренинг «Смена жизненных сценариев».

11

Психофизиологическая составляющая биоадекватной методики преподавания. Законы работы мозга, тела, информации в ходе ноосферного урока. Функциональные состояния человека. Ритмы головного мозга. Биоритмы человека и учёба. Генетически детерминированный способ познания (ГДСП) как естественный путь познания. Социально детерминированный способ познания (СДСП). Базовые характеристики, принципиальные отличия ГДСП и СДСП. Циклическое построение образовательного пространства в ноосферной школе как природосообразная норма (требование) психического, физического, нравственного здоровья. Принципиальные отличия ноосферного урока от 500 бытующих методик преподавания.

12

Биоадекватный урок – здоровьесберегающий инструментарий учебного процесса. Структурно-функциональная модель работы мозга в ходе традиционного и биоадекватного урока. Биоритмы головного мозга (альфа-ритмы, бета-ритмы) и их физиологичное использование на уроке. Обоснование необходимости смен активности (азарта) и отдыха (мышечной релаксации). Функциональное состояние активности: возможности и ограничения. Функциональное назначение релаксации: как этапа личностно-ориентированного обучения на основе личного опыта ребёнка; как этапа создания нейронных связей в долговременной памяти ребёнка; как периода восстановления энергоинформационных возможностей для последующего приёма и переработки новой информации. Компенсаторные процессы в ходе релаксации – основа физиологии и гигиены умственного труда и здоровьеразвития интеллекта ребёнка.

Принципы сообразности законам природы. Методика природосообразного урока. Сущность и механизмы здоровьесбережения и здоровьеразвития на уроке.

13

Природосообразный учебник. Биологические, физиологические и нейрофизиологические основы биоадекватного учебника. Характерные особенности биоадекватной учебной литературы. 4 обязательные части биоадекватного учебника. Сукцессивная и симультанная функции зрительного анализатора. Работа мозга в бинарном режиме (левое и правое полушария головного мозга). Сравнительная характеристика биоадекватного и традиционного учебников. Функции и назначение биоадекватного учебника. Методы фиксации и измерения результативности работы традиционного и биоадекватного учебников. Эффективность работы с биоадекватным учебником.

14

Открытый биоадекватный урок. Новые природосообразные методы: релаксационно-активный метод, биологической обратной связи (БОС). Потенциальная естественная безопасность человека как базовый принцип ноосферного образования. Обсуждение результативности биоадекватной методики. Анализ биоадекватного урока. Сравнительный анализ биоадекватного и традиционного уроков. Методы фиксации и отслеживания результативности уроков. Определение эффективности уроков. Принципы, методы, процессы подготовки биоадекватного урока. Психологические особенности поведения учителя на биоадекватном уроке.

15

Учитель XXI в. Принципиальные отличия функций учителя в XXI в. Структура личности учителя. 4 типа людей по способу восприятия информации. Гармония личности учителя как самоуправляемый процесс. Таблица гармонического развития личности:7 граней личности учителя и индивидуальная работа с ними по гармонизации. Абсолютные нравственные принципы. Аксиология как наука о ценностях, идеалах, целях жизни. Акмеологичная личность учителя и ученик.

16

Культура речи. Речь учителя как показатель его внутренней культуры. Самоанализ внутренней речи учителя. Коррекция речи. Внутренние проблемы учителя и их самостоятельное психологическое решение. Эстетическая психокоррекция (психологический тренинг).

17

Гармония личности как самоуправляемый процесс. Работа с вредными привычками учителя, стереотипами «учительского» поведения. Нейрофизиологические механизмы гармонизации. Психологические механизмы гармонизации личности. Психотипы человека и учительский труд. Психотипы учителя. Методика отслеживания негативных состояний и проблем для гармонизации личности учителя. Психологический тренинг.

18

Потенциальная естественная интеллектуальная безопасность (ПЕИБ) человека – принципиальное отличие целостного мышления в ноосферном образовании. Законы отбора информации. Понятия полезной, нейтральной, чужеродной, вредоносной, губительной информации. Источники ПЕИБ. Пути и методы формирования ПЕИБ. Следствия ПЕИБ в учёбе, воспитании личности, здоровьесбережении, жизни, профессиональной реализации. Тренинг потенциальной естественной интеллектуальной безопасности. Роль школы и семьи в формировании ПЕИБ ребёнка.

19

Здоровьесберегающие образовательные технологии. Сравнительный анализ. (Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинин, В.Ф. Базарный, А.М. Кушнир, И.Д.Бех, Н.В. Маслова).

20

Подготовка к конференции: написание индивидуальных докладов, творческих работ, создание индивидуально-групповых проектов реализации ноосферного образования в профессиональной деятельности. Подготовка презентаций к защите проектов.

21

Зачётное занятие:

Участие в фестивале природосообразных технологий в образовании и культуре «Крымская ноосфериана». Индивидуальное участие в защите проектов, выступления с докладами, рефератами, презентациями, сообщениями.

22

Итоговое тестирование и диагностика с использованием видео-компьютерной программы «Портрет». Индивидуальное консультирование и выработка персональной траектории развития каждого слушателя на годичный период.

Отзывы: