Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Тема урока: «Вокальная музыка»

 Жукова Наталья Викторовна

Учитель пения, музыки, МХК

МОУ СОШ № 9,г. Лобня.

Победитель конкурса лучших учителей России, обладатель именной премии Губернатора.

С 5 лет занималась музыкой по классу фортепиано, это определило дальнейший путь в жизни. Окончила  Оренбургское музыкальное училище по классу фортепиано, затем Самарский Государственный Педагогический Университет. Педагогика стала призванием и главным делом её жизни.

Стаж педагогической деятельности – 16 лет.

На протяжении нескольких лет является руководителем хоровой студии. Коллективы неоднократно становились победителями городских конкурсов хоровой песни.

Наталья Викторовна – увлечённая, творческая личность, пишет стихи, для души и самовыражения. Участница различных  профессиональных конкурсов. Победитель конкурса «Учитель года» 2010 г. Лобня, Лауреат областного конкурса  «Педагог Подмосковья» 2010г.

Награждена Дипломом II степени и кубком в конкурсе презентаций на I Всероссийской Спартакиаде учителей в 2011г. Москва; Серебряной  медалью 4 Международного конкурса  «Vivat, учитель!» в  2009г. Севастополь; Дипломом лауреата 4 Международного конкурса РАЕН «Vivat, учитель!» в номинации «Изумительная биоадекватность»; Золотой медалью I МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО САЛОНА ИННОВАЦИЙ  за авторские разработки биоадекватных уроков музыки.

Видео клип Жуковой Н.В., где она автор музыки и слов, а также исполнитель, является победителем  среди авторских фильмов, представленных на конкурсе «Удивительный мир» в г. Вятские Поляны Кировской области.

 

 

 

Финал конкурса «Педагог Подмосковья». Область. Ивантеевка Вручение Премии Губернатора на конкурсе «Педагог Подмосковья»

 

 Мастер-класс. Руза                                                                            Учитель года. Лобня. 

 

Антарктида

(В помощь коллегам, при подготовке к открытому уроку)

Жукова Н.В.,

учитель пения

МОУ СОШ № 2 г.Лобня

Там нет травы, цветов и лета

Царит холодная зима.

Там всё покрыто белым цветом

А ночь кристальна и чиста.

И звёзды, россыпью по небу

Алмазным блеском нас манят.

Ещё не до конца изведан

Сей континент, так говорят.

Здесь мир животных очень скуден

Во льдах «закована» вода

И тишина, ландшафт безлюден

Всё очевидно! Где она?

Земная красота природы

тепло и свет, и мир полей

Где высота земного свода?

Ответьте на вопрос скорей!

 

План-конспект урока

 

 Цель урока:

1. сформировать представление о жанровом многообразии вокальной музыки.

 

Задачи:

1.  образовательная: расширить знания о музыке как виде искусства.

2.  развивающая: развитие механизмов творческого мышления (памяти, внимания, гибкости ума, оригинальности ответов); развитие вокально-хоровых навыков, навыков импровизации.

3. воспитательная: воспитание личной значимости для каждого учащегося восприятия классической музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлексированного отношения к предмету.

 

Форма урока: урок-путешествие.

 

Оборудование: компьютер, экран, диск с презентацией, доска, сборник  Л.Марченко «Каникулы», маршрутные листы, заготовки с афоризмами о музыке.

 

Ход урока:

I.       Организационный момент

Вход детей в класс под музыку Шуберта «Ave Maria».

Музыкальное приветствие (попевка «Добрый день!»)

 

1)   Актуализация знаний

Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся по увлекательному миру музыки, перед Вами лежат маршрутные листы. В них вы тщательно зафиксируете каждую остановку, чтобы лучше понять новые термины  и незнакомые слова. Прежде чем мы познакомимся с темой урока, давайте вспомним, на какой вопрос мы пытались ответить в начале четверти? (В чём сила музыки?)

- И в чём же сила? (В воздействии музыки на человека и всё живое).

 

Давайте поразмышляем, о чём сегодня пойдёт речь? В качестве подсказки будет загадка.

 

Шаляпин всем на зависть пел

Талант огромный он имел,

Всё потому, что изучал

Искусство, что зовут…? (Вокал)

 

Что значит вокальная музыка?

Внимание на экран, правильно ли предположили тему урока, или нет.

Тема: Вокальная музыка.

Как давно появилась вокальная музыка, как вы думаете? (С появлением человека, для сопровождения каких-то обрядов, заклинаний).

Сегодня Вы познакомитесь с музыкальными жанрами, узнаете, где появилось профессиональное вокальное искусство. Сможете послушать, проанализировать, понять,   для чего нам нужна вокальная музыка.

 

II.  Введение новых знаний. (фаза отдыха).

1.   Релаксация.

Звучит тихая музыка. Спокойный голос учителя.

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Вообразите, что мы отправляемся в необыкновенное путешествие в Италию. Понаблюдайте, что Вас там окружает? Ощутите веяние лёгкого морского бриза. Италия – родина знаменитых певцов, композиторов,  родина оперы. Именно здесь зарождалось прекрасное пение – бельканто.

Таким образом, 1 пункт нашего путешествия прекрасная Италия, запоминаем опорные слова: опера, бельканто.

Отправляемся дальше (звуки гитары – романс). Испания. Ощутите зной палящего солнца. Прислушайтесь к звукам гитары. Испания не только родина гитары, но и родина вокального жанра романса. Романс - музыкально-поэтическое произведение с сопровождением).

Романс особенно был любим в России в исполнении цыган. Поэтому отправляемся с Вами на нашу прекрасную Родину. Вообразите своё любимое место, где Вам комфортно. Посмотрите, что Вас там окружает: предметы, запахи, звуки. Вспомните, какими народными песнями славится Россия? Каковы их особенности?

 

2.  Чёткое повторение выделенной информации.

Повторим ещё раз информацию:

Италия. Опера. Прекрасное пение – бельканто.

Испания. Романс - музыкально-поэтическое произведение с сопровождением).

Россия. Народные песни. Их особенности.

Поблагодарите все образы и символы, которые помогли Вам легко и просто приобрести новые знания и отдохнуть. Каждый в своём ритме возвращайтесь в класс.

 

III. Закрепление (фаза активности)

1.  Проверка усвоения нового материала. Повторение (обсуждение)  информации.

Расскажите свои впечатления о путешествии. Что представили?

Какие остановки запомнили?

Какая информация запомнилась?

Видеофрагмент. Отрывок из оперы Кармен Ж. Бизе.

Назовите родину оперного искусства. Что ещё Вы узнали в Италии?

Видеофрагмент. Цыганский романс.

Назовите родину романса. Каковы его особенности? Чем романс отличается от песни?

Видеофрагмент. Русская народная песня.

Перечислите известные Вам народные песни. Назовите их особенности.

 

2)  Воссоздание увиденного на бумаге, нанесение учебной информации.

Нарисуйте то, что Вы представили в своём путешествии. Заполните маршрутный лист  опорными словами.

 

3) Знаете ли вы, что певцы живут дольше всех, потому что у них очень развит дыхательный аппарат. Предлагаю сейчас поиграть в настоящих певцов, встаём из-за парт и вместе со мной поработаем с дыхание. (Упражнения на грудное и брюшное дыхание с сопровождением рук и звуков (на усмотрение педагога).

 

4)   Вокально-хоровая работа

Молодцы, практически все разогрели и подготовили голосовой аппарат, а теперь  поработаем над нашей песней «Каникулы» (Работа над выразительным исполнением, дикцией, чистотой интонирования, по рядам, группам).

 

5)  Анализ вокально-хоровой работы. (Что получилось, что нет? Какие трудности были в процессе исполнения?).

Ребята, как мы с вами распознаём  голоса людей, например своих близких? о тембру).

Совершенно верно, я хочу рассказать о великом человеке, певце - Фёдоре Шаляпине. (Фрагмент фильма Шаляпин)

Как видите, нашей стране есть кем гордиться. Этот удивительный бас был известен даже за границей. Не случайно я спросила о голосе, мы все разные, и каждый имеет свой неповторимый тембр.

Какие ещё тембры голоса Вы знаете? (сопрано, тенор, альт).

(Слушание: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, контральто, дискант).

Какие современные исполнители вам известны? Предлагаю посмотреть на нашу музыкальную карту, и найти страны, в которых мы ещё не были: (слайд музыкальное путешествие).

 

6)  Итог урока.

Делаем вывод, для чего нам нужна вокальная музыка?

На полученных листах афоризмы о музыке. Найдите наиболее подходящие к данному уроку. (Работа в группах). Наиболее удачный выписать на доске.

 

IV.  Домашнее задание

Закончить рисование увиденного в путешествии.

Подготовить небольшое сообщение о любимом исполнителе

Музыкальный подарок: выступление одарённого учащегося-вокалиста.

Примечание: ответы детей оцениваются с помощью цветных карточек, такая форма оценивания используется на уроках, поэтому в конце занятия каждую оценку дети сами комментируют и анализируют.