Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Тема урока «Почему дует ветер»

Тема урока: «Почему дует ветер?»

Урок географии в 7 классе.

Красовицкая Ольга Александровна, учитель биологии, химии, географии высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 2 г. Лобня Московской области.

Любящий детей учитель с открытой душой,
работающий по велению сердца – бесценный подарок для ребенка.

Ольга Александровна родилась 11.11.1976 года в Московской области Серебряно-Прудском районе, с. Узуново.

Закончила в 1998 г. МПУ (Московский Педагогический Университет) по квалификации учитель биологии и химии. Любовь к своей профессии привела выпускницу МПУ в обычную общеобразовательную школу № 2 г. Лобня. Наряду с уроками биологии Ольга Александровна принимала активное участие в работе экологического кружка «Ноосфериум», формируя у ребят экологическую культуру, любовь к своему родному городу.

В 2008 году ей была присвоена высшая квалификационная категория.

Ольга Александровна постоянно повышает своё педагогическое мастерство, освоив ещё один из предметов естественного цикла: географию.

С 2006 по 2009 гг. она прошла обучение 1, 2 и 3 ступени семинара «Образование для устойчивого развития» в Отделении «Ноосферное образование» Российской Академии Естественных Наук и получила свидетельство практического психолога (№0342 –ПП).

Знания, полученные на семинарах, Ольга Александровна тут же воплощает в жизнь. Используя ноосферную биоадекватную методику, учитель решает главнейшую образовательную задачу - развитие целостного мышления школьников через естественный процесс образной мыследеятельности и гармоничную активизацию двух полушарий головного мозга. И такие уроки являются любимыми уроками у учащихся.

Вот что они пишут:

- …На уроках географии я отдыхаю и развиваю память. (Таня М. 6 кл.)

- …Мне нравится новая методика, потому что уроки географии стали интереснее. На уроке я могу отдохнуть и познать учебную информацию. (Саша Ч.6 кл.)

- …По моему мнению, минутки релаксации необходимы на всех уроках. Они нам помогают расслабиться, представить образ и сделать его будто живым. Во время релаксации мы запоминаем много довольно сложной информации и так легко! (Настя К. 7 кл.)

С 2008 по 2011 гг. Ольга Александровна проводила экспериментальную работу по внедрению ноосферной природосообразной методики преподавания на уроках географии и биологии в 6-8 классах. В ходе работы в экспериментальных классах были получены положительные результаты по снижению заболеваемости. У учащихся сформировался устойчивый интерес не только к географии, но и к предметам естественно-экологического цикла, повысился уровень психоэмоциональной устойчивости и как результат – хорошее качество знаний.

По итогам эксперимента в 2012 году было написано методическое пособие по биологии для 6 класса, где все уроки разработаны в биоадекватном режиме преподавания.

Главная цель учебно-методического пособия помочь учащимся сформировать научную картину органического мира посредством природных мыслеобразов. За данное пособие в 2012 году О.А. Красовицкая награждена золотой медалью на салоне инноваций в г. Севастополе.

Красовицкая О.А. принимала участие в городском конкурсе «Учитель года города Лобня 2013». Она стала победителем в номинации «В гармонии с миром», а по итогам общего зачёта заняла второе место.

Именно такие педагоги: неравнодушные, отзывчивые, творческие – ценное достояние страны, ибо воспитывать в детях лучшие качества могут только те, кто этими качествами обладает.

Мы искренне желаем Вам, Ольга Александровна, сил, здоровья, уважения и счастья! Пусть работа Вам приносит радость и будет источником новых достижений.

План-конспект урока

Тема урока: «Почему дует ветер?»

Образовательные задачи

1) Сформировать знания о ветре и причинах его образования.

2) Дать понимание направления, силы, скорости ветра и единиц измерения данных характеристик.

3) Познакомить с понятием «роза ветров», учить строить и анализировать данное графическое изображение.

Воспитательные задачи

1) Формировать целостное мышление через сбалансированную работу двух полушарий.

2) Воспитывать эстетические чувства через художественный текст и рисунок–образ, выполненный художником по принципу золотой пропорции.

Развивающие задачи: развивать умение работать с книгой.

Ход урока:

I.Организационный момент (фаза активности.)

1) Встреча с учениками (гармонизация пространства):

Здравствуйте! С каким настроением пришли? Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы.

Отметьте, пожалуйста, своё настроение на начало урока.

Готовы к работе?

2) Проверка домашнего задания:

Отметить на листочках утверждения «да», если согласны, «нет», если не согласны.

Далее взаимопроверка работа в парах.

Критерии оценки по заданию: 6 правильных ответов - отметка «5»

5- 4 - отметка «4»

3 - отметка «3»

Менее 3 - отметка «2»

3) Актуализация знаний и постановка проблемы:

1. Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадки?

Мчится с ночи до утра

С горки он на горку.

Над домами флюгера

Вертит без умолку.

Кто не ведает границ? Он летит быстрее птиц

Он - то грозен, то мятежен, то, как пух весенний нежен.

Кто свободней всех на свете? Догадались? Это….(ветер)

Воздух невидим, но как мы ощущаем его присутствие?

Про воздух говорят «вечный странник», а что его приводит в движение?

Каким образом можно определить направление ветра?

Дайте название теме нашего урока? (версии школьников)

Тема сегодняшнего урока «Почему дует ветер?»

Обратите внимание, что в теме урока сформулирован главный вопрос, на который мы с вами сегодня ответим!

Из-за неравномерного нагревания Солнцем земной поверхности происходит непрерывное движение воздуха. Как он перемещается можно видеть на рис.3 стр.42 ( на слайде) Попытайтесь, используя схему, объяснить причину образования ветра? Составьте определение: ветер это-….

Разные участки земной поверхности нагреваются неодинаково. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх, ведь тёплый воздух легче холодного и давление над сушей падает. А над водной поверхностью атмосферное давление высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. ( Так образуется ветер.)

Предположите, что же является главной причиной образования ветра?

Вы молодцы, сделали маленькое открытие!

II. Введение новых знаний. Работа с образом (фаза отдыха). Музыкальный фон – из Детского альбома Чайковского.

1. Ребята, вы любите фантазировать? Давайте с вами отправимся в фантазийное путешествие по красивейшим местам нашей матушки природы!

Представьте чудесный уголок природы. Утренняя заря и первые лучики солнца, освещают окружающее пространство. Легкий ветерок коснулся и зашелестел листьями деревьев. Полюбуйтесь красотой наступающего утра.

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идёт,

Мёртвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несёт.

Только замрёт, припадёт и послушает, -

Снова взмахнёт, а за ним

Лес загудит, затрепещет, - и сыплются

Листья дождём золотым …

Представьте образ, навеянный прочтённым стихотворением. Внимательно рассмотрите его размеры, форму, цвет. Почувствуйте настроение пространства, его звуки, движения. Пусть этот образ станет символом темы нашего урока. Возьмите в руки волшебную палочку и словно художник нанесите на увиденный образ учебную информацию, которую надо запомнить: «Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении из области высокого в область низкого давления». Чем больше разница давлений, тем сильнее ветер.

Давайте понаблюдаем работу этого великого труженика. То холод несёт он, то тепло, то нагоняет на небеса волшебные тучи. То, проникая далеко вглубь Евразии, приносит тёплое и влажное дыхание Атлантического океана. Дуя с экватора, приносит тепло в северные широты. А из городов ветер выносит вредные выбросы заводов, автомобилей и других источников загрязнения атмосферы. Человек использует энергию ветра в ветряных мельницах, на электростанциях.

Чтобы правильно предсказать погоду, важно знать направление, скорость и силу ветра. Говоря о направлении, имеют в виду сторону горизонта, откуда дует ветер. Северный ветер приходит с севера и несёт похолодание. Западный - с запада, приносит влагу.

Волшебной палочкой в любой части своего образа напишите: « Характеристики ветра: «направление, скорость и сила, а графическое изображение режима ветров в определённой местности получило название «роза ветров».

2. Чёткое повторение учителем выделенной информации.

3. Поблагодарите все образы и символы, которые помогли так легко и быстро понять и запомнить необходимый учебный материал. Возвращаемся из нашего виртуального путешествия. Улыбнитесь!

4. Физ-минутка для восстановления нервных клеток

III. Закрепление учебного материала (фаза активности).

1) Проверка усвоения нового материала. Повторение (обсуждение) информации.

Опишите увиденный образ.

Что называется ветром?

Отчего зависит сила ветра?

Назовите характеристики ветра?

Откуда дует северный (западный) ветер?

Что такое «Роза ветров»?

Какова работа ветра?

2) а) Воссоздание образа-символа (мыслеобраза) на бумаге, индивидуальная работа. (Моторно-кинестетический этап).

Нарисуйте крупно абрис (контур) своего образа символа.

б) Нанесение на образ-символ учебного материала.

Что называется ветром? Где вы написали определение ветра? Каковы характеристики ветра? Что такое «роза ветров»

3) Сравнение воссозданного образа с рисунком в учебнике «Космическая география» стр.41. и дополнение информацией своего образа, если необходимо.

4) Работа с учебником.

а) I ряд. Как можно измерить силу и скорость ветра? (рис.в учебнике стр.114.)

II ряд. В каких единицах измеряется скорость и сила ветра? (слайд. Фото современного анемометра).

III ряд. В атласе на стр.33 представлена шкала Бофорта, по таблице дайте описание штиля и ураганного ветра.

Как определяют направление ветра? (Показ на слайде флюгера).

Найдите в тексте учебного пособия «Космическая география» описание, как построить «розу ветров» на стр.43. Давайте вместе выполним задание №5 на стр. 36 в рабочей тетради, где на практике применим знания о построении «розы ветров».

Сделайте вывод о преобладающих ветрах за данный месяц на этой территории.

б) Учащиеся выступают с презентацией «Ветер на службе у человека».

Как человек использует энергию ветра?

Каково значение ветра в природе?

IV. Итог урока:

а) Что нового и интересного для вас было на уроке?

Какую информацию можно использовать в повседневной жизни?

Почему же дует ветер?

б) Интеллектуальная эстафета.

Соревнуется 3 ряда, каждому ряду выдается листок с заданиями, где нужно вставить пропущенные слова. (Задания по изученному материалу).

V. Домашнее задание. (Творческий этап)

1) Изучить параграф 24 ответить на вопросы 1-6.

Нарисовать образ символизирующий ветер, нанести на него учебную информацию.

2) Творческое задание.

Вы проектируете город. Учитывая направление господствующих ветров, разместите жилые кварталы, промышленные предприятия и зоны отдыха. Обоснуйте свой выбор.