Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Тема урока «Ищи себя внутри себя»

Тема урока: «ИЩИ СЕБЯ ВНУТРИ СЕБЯ»:

ФИЛОСОФИЯ САМОПОЗНАНИЯ Г.С. СКОВОРОДЫ

Автор: кандидат филологических наук, доцент,
член-корреспондент НАНО, КАНОН А.И. Богосвятская,
г. Севастополь, Крым, Украина

План-конспект урока

Класс: 9

Предмет: Украинская литература.

Цель урока:

Учебная: создать установку на целостное восприятие философии самопознания в творчестве Г.С. Сковороды благодаря гармонизации право- и левополушарного типов мышления учащихся;

Развивающая: развивать ассоциативное мышление, создать с помощью личностных ассоциаций концепцию мира и человека в сознании учащихся;

Воспитательная: с помощью основных идей творчества Г.С.Сковороды предоставить учащимся необходимый толчок к самопознанию и осмыслению идеи гармонии с миром.

Тип: биоадекватный урок, урок усвоения новых знаний.

Форма: урок – философский поиск.

Междисциплинарные связи: философия, культура, история, изобразительное искусство, мировая лиература.

Формирование надпредметных компетентностей: ценностно-смысловой, информационной, познавательной, поисковой, читательской, компаративной, поликультурной, творческой, коммуникативной, социальной, автономизационной (способность к саморазвитию и самоопределению).

Здоровьесберегающий аспект урока: активизация целостного (право- и левополушарного) мышления, разных органов чувств (зрительного, слухового, обонятельного), учебная зона комфортного мыщления, упражнения для глаз и плечового пояса(упражнение «Дирижёр»).

Дизайн урока: Интерактивная доска (проектор) + компьютер, аудиозапись сопровождающей этап релаксации музыки (на выбор учителя), на столе учителя – аромалампа с природным эфирным маслом (очищение воздуха), мультимедийная презентация по теме урока.

ХОД УРОКА.

І этап. Организационный: гаромонизация пространства, подготовка помещения, проветривание, встреча с учениками, приветствие, организация внимания и внутренней готовности учащихся к уроку, проверка домашнего задания, мотивация изучения нового материала, актуализация разных каналов восприятия информации (сенсорная, чувственная настройка).

1. Проверка домашнего задания: цитаты о Г. Сковороде, стихотворение наизусть «Всякому місту – звичай і права» (4-5 учащихся по желанию).

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы.

Учитель. Три вопроса немецкий философ XVIII столетия Иммануил Кант считал самыми важными для человека: Что я могу знать? Как я должен действовать? На что я могу надеяться?

Антропоцентризм – главная особенность творчества Г.С. Сковороды. Вечная философская проблематика: что такое человек, для чего приходит он в мир, – волновала украинского мыслителя на протяжении всей жизни.

Цель нашего урока – с помощью философских идей Г. Сковороды познать, что такое человек и зачем ему самопознанние.

Тихая спокойная музыка. Аромалампа.

ІІ этап – символьный: объяснение нового учебного материала, формирование мыслеобраза цветка самопознания в зоне комфортного мышления.

Опорный текст для объяснения учителем нового материала.

а) Подготовительная часть

(проектирование виртуальной модели комфортной зоны мышления).

Займите удобное положение. Расслабьте лицо, шею, плечи, руки, тело, ноги... Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, рассслабленными… Почувствуйте свою расслабленность. Улыбнитесь и представьте, как вы прекрасны, когда улыбаетесь…

Представьте ваш любимый уголок природы или какое-то другое место, где вы чувствуете себя спокойными, где вы счастливы, место вашего покоя. Представьте цвета, которые вас окружают… Представьте движения и звуки вашего места покоя… Представьте запахи вокруг вас… Представьте себя в месте покоя, как вы выглядете, когда отдохнули, освободились от ненужных мыслей… Поблагодарите этот образ, ваше место покоя. Будьте искренни с собой.

б) Основная часть

(проектирование виртуальной модели изучаемой информации).

Один древнегреческий мудрец по имени Фалес оставил нам чудесное высказывание: «Познай самого себя». Попробуйте почувствовать себя мудрецом. Как вы думаете, какие качества вам необходимо в себе пробудить, чтобы стать мудрецом? Мудрец ничего не делает, не говорит, не подумав; ощущает себя в гармонии с миром. Он постоянно размышляет над важными вопросами. Его мысли и слова мудрые, красивые, правдивые, высокие. Каждое его слово произносится на века. Но главное внимание мудреца – это самопознание. Самопознание обостряет духовное зрение, делает душу открытой для духовной, скрытой, вечной стороны вещей.

Представьте, что вы находитесь на лугу. Почувствуйте ароматы и цвета этого луга. Много ли на нем цветов? Каких? Рассмотрите их, дотроньтесь, вдохните их запах… Но вам нужен только один цветок – цветок нарцисса. И он есть на этом лугу. Подойдите к нему. Какого он цвета? Он выделяется среди других и на ваших глазах вырастает в размерах. Попросите этот цветок стать для вас символом самопознания. Посмотрите, как он встрепенулся, какое тонкое сияние от него исходит. Поблагодарите нарцисс за то, что он согласился стать для вас символом самопознания. Пошлите ему свою любовь, ведь с помощью этого образа вы попробуете познать себя, свою истинную натуру. Мысленно запишите на сердцевине вашего цветка самопознания известную фразу мудреца Фалеса: «Познай самого себя». Эта фраза была самым любимым высказыванием украинского философа Г.С.Сковороды.

С античных времен к нам дошел миф о прекрасном юноше Нарциссе, который увидел свое отражение в воде и влюбился в самого себя. После его смерти боги превратили его в цветок. Ваш чудесный нарцисс – цветок самопознания – в воде любуется не внешностью, а познает свою настоящую суть, наблюдает единственную красоту и истину, встречается с Вечным.

У цветка самопознания есть три верхних и три нижних лепестка. Пусть три верхних лепестка нарцисса станут для вас символом учения Г.Сковороды о трех мирах. Мысленно подпишите один из верхних лепестков цветка: «макрокосмос, или большой мир, пространство Вселенной, природа». Второй лепесток мысленно подпишите: «микрокосмос, или малый мир, человек как телесно-духовное существо». На третьем лепестке нарцисса сделайте надпись: «символический мир, или мир миров – Библия» (повторить). Г.Сковорода Библии придает большое значение, остерегая от буквализма в понимании ее наставлений. Библейские тексты необходимо понимать как совокупность символов, образов, знаков, которые нужно уметь расшифровывать, искать в них потаенное, скрытое содержание.

У вашего символического цветка нарцисса самопознания есть еще три нижних лепестка. Пускай эти лепестки станут для вас символами главных философских категорий. На первом нижнем лепестке мысленно сделайте надпись: «истина». Истина в учении Сковороды не позволяет овладеть собой, она «играет», «убегает» и, одновременно, «соблазняет» и «манит». Ее невозможно познать до конца, потому что у нее всегда остается некоторая скрытая, непознанная суть.

Второй нижний лепесток нарцисса подпишите: «свобода». По Сковороде, для человека прежде всего имеет значение внутренняя духовная свобода, в том числе и свобода от себя, от своих страстей.

Третий нижний лепесток цветка самопознания мысленно подпишите: «мудрость». Мудрость – это высшее проявление сознания человека. Она гармонизирует человека, настраивает его на вечные ценности. Мудрый человек сохраняет в своем сердце чистоту, мир, покой, баланс.

Жизнь человека – это постоянное самопознание, самосовершенствование. Только познав себя, свою внутреннюю натуру, человек может найти свои возможности, иметь уверенность в своих способностях, определить свое место в обществе и принести ему наибольшую пользу.

Посмотрите еще раз на ваш прекрасный нарцисс – цветок самопознания. Почувствуйте, как он взаимодействует с вами, делится своими лучшими качествами, жизненными силами природы. Пошлите благодарность вашему цветку. Примите ответную благодарность от него.

в) Повтор основних терминов.

г) Заключительная часть.

А сейчас пора возвращатьсяв класс… Почувствуйте ступни ног… прилив сил к рукам и ногам… Почувствуйте спину, плечи… Поверните голову налево, направо… Пошевелите пальцами, сожмите их… Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох… Медленно каждый в своем режиме возвращайтесь в класс.

ІІІ этап – логический и лингвистический: воспроизведение учебной информации, «выведение» образа информации на уровень логико-словесного осмысления.

Обмен мнениями:

  • Понравилось ли вам быть мудрецом, познавать себя?
  • Вспомните, символом чего выступал цветок нарцисса?
  • Какую надпись вы сделали на сердцевине вашего цветка?
  • Что вы написали на 1 лепестке? На 2-ом? На 3-м? На 4-ом? На 5-ом? На 6-ом?
  • Как вы думаете, зачем человеку самопознание?

IV этап. Моторно-кинестетический.

а) Рисование модели образона, нанесение учебного материала на нарисованный образ. Уточнение, коррекция.

Учитель предлагает учащимся зарисовать абрис (контур) нарцисса – цветка самопознания. Постепенно, по 1-2 слова («макрокосмос», «микрокосмос», «символический мир», «истина», «свобода», «мудрость») отмечается и подписывается на учебном образоне ключевая учебная информация и закрепляется моторно-кинестетическим, визуальным, речевым центрами мозга. Учитель поддерживает общую беседу вопросами, демонстрирует увлеченность, проверяет правильность записей и формулировок. Ученики первыми проговаривают то, что вспоминают, учитель лишь уточняет. Закрепляется образ через движение руки, визуализацию рисунка, индивидуальный подбор цветов учениками.

Коллективное обсуждение образа-схемы, демонстрация образа учителя:

  • Какую информацию было трудно вспоминать?
  • Посмотрите, пожалуйста, на мой образ. Сравните со своим.
  • Что хотите изменить в своем образоне?

Образон «Цветок самопознания»

V этап. Закрепление учебной информации. Выполнение практических заданий. Соотнесение мыслеобраза цветка самопознания с основными идеями творчоства Г.С. Сковороды.

Учитель. Решающую роль в выработке эстетики Г. Сковороды сыграла классическая литература и философия: идеи Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, литераторов Эзопа, Вергилия, Горация. Самым мудрым тезисом античной философии он считал высказывание Фалеса: «Познай самого себя», – видя в нем принцип постижения истины. Саму философию украинский мыслитель понимал как мудрость, как жизнь в истине.

Рассмотрим отображение в изобразительном искусстве важнейшего для Г.Сковороды тезиса о самопознании.

1. Межпредметные связи (литература и изобразительное искусство).

Николай Ге «Что есть истина?» (1890).

Картина написана на известный евангельський сюжет. Она изображает эпизод суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом, который обвиняется в покушении на власть. Название картины представляет собой цитату из Евангелия от Иоанна (Ин. 18:38).

Образ Христа расходится как с церковной, так и с художественной традицией. На картине Н. Ге Иисус изображен не в полном величии, спокойный и вдохновленный, а измученный, низкого роста. Стоит Он в глухой тени. Напротив, мощную фигуру Понтия Пилата заливает солнечный свет. Такое световое решение нарушает традиционные принципы, когда свет отождествляется с добром, а тьма – со злом.

У Н. Ге физически уродливый человек становится прекрасным, будучи поставленным жизненными обстоятельствами в положение борца за великую идею. Это определенный вызов, который требует самоопределения для каждого – с кем ты: с Христом или с Пилатом, со славой человеческой или ищешь истину?

2. Компаративный анализ (мировая и украинская литература).

Для Г. Сковороды познание получает смысл исключительно в контексте самопознания. Отсутствие самопознания для украинского философа равносильно потере человеком своей настоящей сути, а следовательно и самого себя. В таком направлении ведет Г.Сковорода свой диалог, посвященный самопознанию: «Наркиз, или разговор на тему: познай себя». Образ Нарцисса используется как символ самопостижения человека. Такая роль определена Нарциссу в «Прологе» к произведению. Но кто знает античный миф о Нарциссе, должен удивиться, потому что роль эта ему совсем не подходит. По концепции греческого мифа, Нарцисс – это юноша божественного происхождения и чудесной красоты, которой все поражаются. Он никого не любит и пренебрегает любовью. Такое его поведение противоречит и человеческому, и божественному закону. Поэтому на него обрушивается карающая рука Немезиды: он не сможет никогда никого полюбить, только себя. Как-то во время лова он приблизился к укрытому в лесной глуши тихому озеру и захотел напиться воды. Когда же склонился над гладью, которую не нарушал даже самый легкий ветерок, увидел в нем чудо красоты. Не видевши никогда в зеркале своего лица, Нарцисс смотрит, как зачарованный, на свое отражение и загорается неизвестным ему до сих пор чувством любви, которое несет с собой и счастье, и муку. Наконец осознает, что он зажегся любовью к себе самому. Так он сгорает внутренним огнем. Даже над водами Стикса, реки царства мертвых, он не перестает всматриваться в свой образ, отраженный в темных водах подземелья [3, с. 36]. Единственное чувство, которым живет и дышит античный герой, – это слепая самовлюбленность.

В «Диалоге» Г.Сковороды Нарцисс переосмысляется как символ самопознания, превращается в «мудрого Нарцисса». Его любовь к красоте неотъемлема от любви к мудрости. Нарцисс наблюдает за «единственной красотой и истиной». Г.Сковорода смотрит на смерть Нарцисса как на духовное перерождение. Говоря, что он «превращается в источник», мыслитель имеет в виду праисточник бытия, столкновение с Вечным, которое считает настоящим моментом самопознания [3, с. 37].

3. Сравнительная таблица:

- Попробуем составить сравнительную таблицу, которая отобразит суть античного мифа о Нарциссе и его интерпретацию Г. Сковородой.

Античный миф Интерпретация Г. Сковороды
символ самовлюбленности
сожжение внутренним огнем
зачаровывание иллюзией
посмертная мука – всматривание в себя в темных водах подземного Стикса
символ самопонания
любовь к мудрости
наблюдение за единственной красотой и истиной
смерть как духовное перерождение, столкновение с Вечным

В своих произведениях Сковорода отражал философские взгляды на мир: жизнь человека – это постоянное самопознание, самосовершенствование.

4. Валеоминутка. Ученики стоя делают упражнение «Дирижёр», упражнения для глаз.

5. Робота с художественным текстом.

Одной из важных философских категорий, которые встречаются в произведениях Г.Сковороды, является свобода. К самым известным произведениям украинского мыслителя принадлежит стихотворение «Dе Lіbertate» («О свободе»). Прочитаем произведение (чтение учениками) .

Определим важные акценты в сихотворении:

образец высокой патриотической лирики;

акцент на внутренней духовной свободе личности;

институт крепостничества среди крестьян – пожизненное рабство;

прославление Б. Хмельницького как символа вольности.

6. Афоризмы.

В наше время интерес к афористическому жанру как источнику мудрости увеличивается. Появляются отдельные сборники афоризмов, возникла и развивается наука об афоризмах – афористика.

Во все времена афористика охватывает «вечные вопросы», важные для человека. Сковорода говорит об истине и справедливости, о работе, счастье и несчастье, о жизни и смерти, о скоротечности времени, о свете и тьме, о тленном и вечном, о внутреннем мире человека, о теле и душе человеческой. «Афоризм воздействует на сознание… выразительной неординарностью суждения» [4, с. 71].

Сковорода оставил нам много оригинальных высказываний, которые содержат глубокую и обобщенную мысль.

7. Работа в творческих группах. Интерактивный метод «Мозаика»:

Задания для групп: ученикам выдаётся конверт с разрозненными (записанны на отдельных листочках) словами. Необходимо составить высказывание, объяснить его.

1. Разум, а, книги, от, не, книги, разума, от. (Не разум от книги, а книги от разума.)

2. Истину, в, солнце, твою, познаешь, кровь, войдет, тогда. (Познаешь истину – войдет тогда в кровь твою солнце.)

3. Не, приятны, всегда, истина, сурова, как, и, бывает, лекарства, так. (Как лекарства не всегда приятны, так и истина бывает сурова.)

4. Познавай, из, невидимое, видимого. (Из видимого познавай невидимое.)

5. Слову, по, суди, по, суди, не, лицу. (Не суди по лицу – суди по слову.)

VI этап – заключительный: подведение итогов урока, оценивание учащихся, рефлекия, домашнее задание.

Метод «Микрофон». Ученики высказываются последовательно.

- Сохранилась загадочная запись в книге Сковороды: «Ищи себя внутри себя». Как вы понимаете эту фразу?

- Помогла ли вам философия самопознания Сковороды лучше понять себя?

Домашнее задание :

- доработать образон или тварчески создать собственный образ с нанесённой на него структурированной информацией. (для всех);

- выучить наизусть 5 афоризмов Г. Сковороды на выбор (для всех);

- найти украинские народные пословицы и поговорки о сердце (по желанию).

VII этап. Прощание.

С каким настроением уходите…

С каким самочувствием…

Благодарение за работу на занятии.

Пожелание всего хорошего…

Выражение желания увидеть новые творческие работы учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власенко В.В. У світі афоризмів Григорія Сковороди [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/Articles/Kultnar/knp53/knp53_70-72.pdf

2. Звенигородський В. Проблема істини у творчості Сковороди / Матеріали V конгресу Міжнародної асоціації україністів: соціально-гуманітарні науки. – Чернівці: Рута, 2004. – С. 81-83.

3. Козій Д. Нарціс у духовному світі Сковороди // Хроніка-2000. – ІІ. – С. 33-37.

4. Літературознавчий словник-довідник / Р.Т. Гром’як, Ю.І. Ковалів та ін. – К.: ВЦ «Академія», 1997. – 752 с.

5. Маслова Н.В. Ноосферное образование: Пособие для учителя. – Симферополь: Доля, 2012. – 296 с.

6. Починок Б. Вчення Г. Сковороди про «три світи» в компаративістському вимірі / Матеріали V конгресу Міжнародної асоціації україністів: соціально-гуманітарні науки. – Чернівці: Рута, 2004. – С. 89-91.

7. Сковорода Г. Твори в 2-х т. – К., 1961.

8. Шикула О.П. Екзистенційний вимір духовності людини у творчості Григорія Сковороди. – Автореф. дис... канд. філософ. наук: 09.00.05. – Львів. нац. ун-т ім. І.Франка. – Л., 2005. – 16 с.

Отзывы: