Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Тема урока: «Составляющие здорового образа жизни» Автор: учитель Е.А. Петрякова, г.о. Первоуральск, Свердловской обл.

Петрякова Евгения Александровна - учитель ОБЖ Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Первоуральска

Образование высшие, педагогический стаж- 17 лет, стаж работы в должности – 7 лет

Весной 2012г. стала победителем городского конкурса «Лучший учитель – ОБЖ-2012». Давала открытый урок по биоадекватной методике ноосферного образования «Составляющие здорового образа жизни» в 7 классе.

В сентябре 2012г. стала призером областного конкурса «Лучший преподаватель – организатор ОБЖ». Урок по теме «Безопасное поведение при возникновении пожара в жилом доме (квартире)».

В декабре 2012г. вышла в финал и стала призером Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

Конкурс проходил в г. Москва на базе Российского химико – технологического университета им. Д.И.Менделеева с 01.12.по 07.12 2012г. Параллельно с конкурсом проходили курсы повышения квалификации. Нам читали лекции Ямбург Евгений Александрович, Поташник Марк Максимович, Амонашвили Шалвы Александрович. Познакомилась с «Уроками доброты» Юрия Дмитриевича Куклачева.

На конкурс был представлен урок по биоадекватной методике ноосферного образования «Составляющие здорового образа жизни» в 7 классе.

Фотографии из презентации, которая была показана на защите во время конкурса.

Урок ОБЖ в 7-Б и 7-Г классах МБОУ СОШ № 7

Отзывы об уроке учащихся московских школ – участников конкурса (7-Б и 7-Г классах МБОУ СОШ № 7) .Учитель Петрякова Евгения Александровна.

План-конспект урока

Класс: 7

Предмет: Культура безопасности жизнедеятельности.

Тип урока: комбинированный урок по биоадекватной методике.

Цели урока:

образовательные:

  • Дать представление об основах здорового образа жизни.
  • Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни.

Развивающие:

  • Развивать творческий потенциал, расширять словарный запас, память, воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать осознанное желание заботиться о своём здоровье.

Задачи:

  • Сформировать представление об основах здорового образа жизни.
  • Продолжить формирование знаний о факторах, определяющих здоровый образ жизни.
  • Развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся.

Оборудование: проектор для показа презентации, магнитофон, аудиозапись сопровождающей этап музыки.

Ход урока

I. Гармонизация пространства.

II. Сообщение темы и целей урока.

Беседа с классом.

Обобщающая беседа на повторение изученного материала.

Эпиграф к уроку: Гиппократ как-то сказал: Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь вам дается только один организм.

- Как вы понимаете слова Гиппократа?

- Давайте вспомним, что мы называем здоровьем .

(По уставу ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия)

– В последнее время на уроках в школе, в обыденной жизни много говорят, а на страницах газет и журналов много пишут о здоровом образе жизни. Почему же столько внимания уделяется этому вопросу? Как вы думаете?

-Как вы правильно отметили, причин говорить о здоровом образе жизни довольно много. Целый ряд факторов неблагоприятно влияет на наше здоровье:

– эмоционально-психические нагрузки с резко пониженной физической активностью,

– избыточное и несбалансированное питание,

– непростая экологическая ситуация, сложившаяся во многих регионах нашей страны,

– широкое распространение вредных привычек,

– нерациональная организация быта.

- Что мы называем здоровым образом жизни? -

(ЗОЖ – это образ жизни человека направленный на сохранение и укрепление здоровья).

– Наша с вами задача в конце урока выяснить: составляющие ЗОЖ, какими способами можно сохранять и укреплять своё здоровье.

А сейчас я приглашаю Вас в мысленное путешествие.

III этап. Презентация нового учебного материала. Режим: работа в зоне комфортного мышления (сенсорно-моторный и символьный этапы).

Займите удобное положение. Давайте немного отдохнём: расслабьте шею, плечи, руки, тело, ноги. Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Улыбнитесь! Как вы красивы, когда улыбаетесь!

Представьте себе берег моря. Ласковые волны у ваших ног. Чайки летают и приветливо окрикивают вас. Вокруг красивая природа. Какие цвета выпредставляете? Какие представляете звуки? Вспомните и ощутите запахи моря. Как выглядит все вокруг? Полюбуйтесь природой вокруг вас. У самого берега стоит красивый белоснежный корабль. Полюбуйтесь им, если вам он нравилась. Дорисуйте свой образ, если вам что-то хочется изменить в нем. Давайте представим, что мы поднимаемся на борт корабля. Как здесь красиво и необычно! Заглянем в рубку капитана. Перед нами открывается чудесный вид. В самом центре рубки стоит штурвал. Подойдем к нему поближе. В самом центре штурвала появляются слова «Здоровый образ жизни». Почувствуете аромат свежего ветра! У вас возникло желание пуститься по бескрайнему морю жизни, держа в руках этот штурвал? Давайте повернем штурвал: вот на ручке появляется надпись: «Режим дня». На второй ручке – «Рациональное питание». На третьей – «Личная гигиена». На четвертой ручке - «Закаливание». На пятой – «Правильное экологическое поведение», на шестой – «Отказ от вредных привычек». На седьмой появляется надпись – «Физическая активность». На восьмой – «Сексуальное воспитанность». На девятой ручке – «Психологическая и эмоциональная устойчивость». На последней десятой ручке – «Безопасное поведение».

Посмотрите на этот прекрасный штурвал - «Здоровый образ жизни». Какого он размера, цвета? Полюбуйтесь еще раз и вчитайтесь в надписи на ручках.

- режим дня;

- рациональное питание;

- личная гигиена;

- закаливание;

- правильное экологическое поведение;

- отказ от вредных привычек;

- физическая активность;

- сексуальная воспитанность;

- психологическая и эмоциональная устойчивость;

- безопасное поведение.

Поверните этот штурвал в сторону здоровья, счастья и благополучия! В сторону успеха и побед! Почувствуй запах новых открытий и знаний вместе со здоровым образом жизни.

А теперь окиньте мысленным взором рубку капитана. Поблагодарите этот штурвал, за то, что он раскрыл вам секреты здорового образа жизни. Он будет теперь вашим верным путеводителем. Пошлите ему свою любовь! Будьте искренни с собой. Разместите свой талисман-символ (штурвал) там, где хочется вашей душе.

А теперь пора завершать наше мысленное путешествие. Почувствуйте прилив сил к рукам и ногам. Ощутите спину и плечи. Подвигайте ладонями, плечами. Вы можете ощутить желание напрячь шею. Это новые силы здоровья наполнили вас! Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох. Мы начинаем обсуждение полученной информации.

VI этап. Закрепление учебного материала. (логический, лингвистический этапы и архивирование информации).

Проверка усвоения материала 1. Обсуждение результатов ментального путешествия: как представляли себе корабль? Море знаний, море жизни? Удалось ли ощутить себя капитаном своего корабля? Как представилась рубка и штурвал? Какая информация запомнилась на штурвале корабля?

2. Воссоздание мыслеобраза «Штурвал здорового образа жизни»:

а) самостоятельная работа учащихся; (нарисовать штурвал в тетрадь, записать информацию на соответствующих частях рисунка);

б) индивидуальная работа с учащимися;

б) сравнение индивидуальных рисунков с образом, который приготовил учитель.

Е.А. Петрякова. « Штурвал здорового образа жизни».

Образ, предлагаемый учителем после самостоятельной работы учащихся в тетрадях.

3.Закрепление учебного материала по теме в моторно-кинестетическом режиме.

  • А теперь, когда вы узнали все составляющие Здорового образа жизни, предлагаю вам создать 2 команды. Пусть каждая команда придумает и создаст «живую скульптуру» или пантомиму на тему «10 факторов здорового образа жизни» или «Попади в десятку ЗОЖ». Время на подготовку 5 минут.
  • Команды готовы продемонстрировать свою работу? Начинаем! Свою работу показывает команда №1. При этом команда №2 отмечает, все ли составляющие ЗОЖ показаны противоположной командой.
  • Свою работу показывает команда №2. При этом команда №1 отмечает, все ли составляющие ЗОЖ показаны противоположной командой.
  • Что вам понравилось в этой работе? Что наилучшим образом показала команда №1, команда №2?

V этап. Расширение полученных сведений.

  1. Обсуждение составляющих здорового образа жизни. Почему каждый из них является неотъемлемой частью здорового образа жизни?
  2. Знаете ли вы стихи или песни о здоровом образе жизни?
  3. Подумайте, какая из составляющих ЗОЖ лично для вас является сегодня важнейшей. Что вы можете сделать для решения лично ваших проблем ЗОЖ?

VI этап. Домашнее задание (Творческий этап).

Найти и записать в тетрадь пять мудрых изречений или афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Создать собственный образ по теме урока и творчески отобразить его

( рисунок, лепка, стихи, песня , очерк, эссе или групповая инсценировка по теме «Десять составляющих здорового образа жизни»).