Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Сибирская Ноосферная Академия Науки и Образования

Президент СибНАНО: Куликова Наталья Геннадьевна, доктор психологических наук, советник РАЕН, действительный член НАНО, вице-президент НАНО.

Куликова Н.Г. Философия ноосферного образования. Брошюра (2007г)

Сибирская ноосфериана – 12 лет педагогических инноваций

Н.Г. Куликова, д. психолог. н., советник РАЕН, президент СибНАНО

Концепция и средства ноосферного образования, разработанные учеными РАЕН, успешно внедряются во всех федеральных округах РФ и за рубежом около 20 лет, в Сибири – 12 лет.

Начало внедрению ноосферного образования в Якутии дал действительный член РАЕН М.Е.Николаев, будучи первым президентом РС (Я), вице-спикером Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председателем отделения РАЕН по проблемам Арктики и Севера, а также учредителем Целевого отделения «Проблем устойчивого развития РС (Я) как модели для регионов Севера» РАЕН и Института проблем развития человеческих ресурсов РС (Я).

Пионером практической реализации концепции ноосферного образования в РС (Я) стал педагогический коллектив Покровской улусной многопрофильной гимназии. Освоение ноосферных инноваций началось в 2001-2002 учебном году с проведения трехэтапной переподготовки учителей и завершилось в 2004-2005 учебном году присвоением квалификации «педагог-психолог». За 4 года ноосферного инновирования:

  • гимназии присвоены звания «Школа года Республики Саха (Якутия)», «Лауреат республиканской ярмарки педагогических разработок»;
  • коллектив стал победителем республиканского конкурса среди городских школ;
  • все выпускники (100%) стабильно поступают в вузы Центра, Сибири, Дальнего Востока и РС (Я);
  • учащиеся ежегодно занимают призовые места на республиканской научной конференции «Шаг в будущее».

В настоящее время концепция ноосферного образования успешно апробирована в Амгинском, Верхне-Вилюйском, Вилюйском, Верхоянском, Нюрбинском, Сунтарском, Усть-Алданском, Хангаласском улусах и г. Якутске. С ноосферным подходом ознакомлены преподаватели и сотрудники Якутского государственного университета, Якутской сельскохозяйственной академии, Саха государственной педагогической академии.

Отдавая должное масштабу и качеству республиканских программ, надо признать, что эстафета ноосферного образования в Сибири началась с небольшого города Кузбасса – г. Мариинска, который ранее других принял идеи ноопедагогики в рамках гимназии №2 в лице ее директора, заслуженного учителя РФ Л.В. Семененко и целого учительского коллектива. Именно мариинские учителя стали инициаторами углубленного исследования результативности ноосферного образования в рамках эксперимента и вдохновили на новую практику учителей гимназии №11 г. Анжеро-Судженска, которая подготовила победителя Международного конкурса «Виват, учитель!» в 2004 году – учителя литературы Т.С. Синявскую. Знаменательно, что в 2009 году победа в этом конкурсе досталась также кузбасскому педагогу – ныне заместителю директора горного техникума – А.Н. Николаевой.

В 2008-2010 году инновационная деятельность охватила 32 работника образования и 267 обучающихся Кемеровской области в рамках Проекта эксперимента «Школа ноосферного развития».

Общие проектные идеи получили положительные рекомендации сотрудников Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, специалистов Международного межакадемического экспертного совета, а также независимых экспертов. Так, заведующий кафедрой функциональной безопасности Института проблем управления РАН, д. т. н. Е.В.Юркевич подчеркнул педагогическую важность внедрения ноосферных знаний и технологий: «Культурно-образовательная инициатива развертывается по приоритетным направлениям государственной и региональной политики в области образования. Этот наукоемкий подход к решению вопросов качества образования и здоровья субъектов заслуживает действенного внимания со стороны руководителей школ и учительства».

Переход к информационной модели развития и образования личности, разработанной в ноосферных теориях, одобрил первый проректор КемГУ, д. п. н. Б.П.Невзоров: «Задачи гуманизации, экологизации, валеологизации образования звучат в числе актуальных уже не одно десятилетие, однако до сих пор они не находят общего решения в широкой практике обучения и воспитания». По мнению Б.П.Невзорова, в проекте «удалось доказать актуальность экспериментальной деятельности применительно к сложившейся социально-образовательной ситуации в Кузбассе».

Директор НОУ «Региональный центр подготовки персонала «Евраз-Сибирь», к.т.н. Е.В.Петров главной задачей такой деятельности назвал оптимизацию ноосферных технологий «под ключ» для последующего массового внедрения: «Организация экспериментальных площадок по разработке и освоению в обучении концепции ноосферного образования в Кузбассе – потребность текущего времени и стратегического развития региона. В связи с этим полезно сосредоточить на этом направлении соответствующие научные и педагогические ресурсы».

Эксперимент «Школа ноосферного развития» представлял собой общественно-педагогическую инициативу реализации идей и средств ноосферного образования в условиях 3-х образовательных учреждений Кемеровской области как экспериментальных площадок Российской Академии естественных наук. Эксперимент охватывал две ступени основного образования: общего образования – МОУ «Гимназия №2» г. Мариинска, среднего специального образования – ГОУ СПО «Горный техникум» г. Анжеро-Судженска и одно учреждение дополнительного образования – МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр «Олимп» г.Анжеро-Судженска».

Мариинская гимназия №2 – лучшая школа Кузбасса (Кемерово, 2003) – первое в регионе образовательное учреждение, воспринявшее идею ноосферного развития детей и подростков (66% педагогического коллектива). С 1998 года гимназия широко внедряла ноосферный метод в практику обучения школьников, в 2001 году она стала академической организацией и получила статус коллективного члена РАЕН, а в 2008 году вышла на системный эксперимент. Будучи дипломантом Всероссийских конкурсов воспитательных систем (Москва, 2004, 2006), гимназия обнаружила преемственность глубокой работы со смыслообразующей обучения и воспитания при переходе из инновационного режима в режим экспериментальной площадки.

Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр «Олимп» г.Анжеро-Судженска – лидер городского дополнительного образования – имеет первый в городе опыт организации исследовательской работы школьников по экологическим вопросам ноосферного развития. Имеющийся у Отдела краеведения статус городского методического центра позволил осуществить модульный эксперимент по ноосферизации реферативной деятельности обучающихся в разных образовательных профилях.

Анжеро-Судженский горный техникум – один из ведущих СУЗов промышленного Кузбасса (Кемерово, 2003) и лучших отраслевых учебных заведений топливно-энергетического комплекса России (Москва, 2004, 2005) – поддержал инициативу апробации биоадекватного способа обучения в логике многолетнего поиска эффективных личностно-ориентированных педагогических методов и приоритета качества профессионального образования. Локальный эксперимент охватил преподавание экономической дисциплины: «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

По результатам трех лет работы образовательных учреждений-партнеров удалось экспериментально зафиксировать высокую валеолого-педагогическую эффективность ноосферного образования:

  • сохранение физического здоровья обучающихся (нормализацию артериального давления и общего самочувствия школьников и студентов в динамике биоадекватного урока (медицинское обследование);
  • повышение уровня здоровья по основным функциональным системам и проявлениям патохарактерологического, невротического, истероподобного синдромов (по Г.А.Кураеву и В.В. Войнову);
  • снижение уровня личностной и реактивной тревожности – до 24% (по Спилбергеру-Ханину),
  • положительную динамику параметров отношения учащихся к собственной личности – до 10% (по В.В. Столину-С.Р. Пантелееву) и когнитивной ориентации – тенденцию интернализации локуса контроля у 18% учащейся и студенческой молодежи;
  • развитие творческих способностей учащихся – до 15%;
  • рост учебной мотивации в 3 раза (по М.Лукьяновой);
  • повышение качества обучения в 1,5 раза.

С 2010 года ноосферные технологии приняли педагоги Красноярского краевого колледжа культуры и искусства, Домов детского творчества, Минусинского Центра немецкой культуры «Возрождение», «Русской школы» и др. Их инновационные разработки регулярно публикуются в сборниках научно-практических конференций и успешно используются в практике.

Есть интерес! Есть результаты! Это значит – впереди новые эксперименты и новая – наполненная здоровьем и духовными смыслами – учебная, профессиональная и личная жизнь сибиряков.

E-mail: ngk22@mail.ru

 


 

 ДРУГИЕ НОВОСТИ И СОБЫТИЯ СИБНАНО НА САЙТЕ

Сибириада биоадекватных учебников (презентация)

Наталья КУЛИКОВА: «Сибирские люди мыслят нестандартно»

Ноосферный учитель года Минусинского района – 2017

Лицей "Эврика"

Отчёт о научно-методическом туре «Школа ноосферного развития»/ май 2016 г.

Новый толчок к развитию 2015

Отчёт по конференции «Ноосферное образование – парадигма качества» 2015

Всероссийская школа-конференция по теме «Ноосферное образование-парадигма качества»

Ноосферное образование в Сибири. Январь-февраль 2014 г.

Фестиваль педагогических идей в Кемеровской области «Дорогу осилит идущий»

Отзыв о семинаре по ноосферному образованию