Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Российская Академия Естественных Наук отделение «Ноосферное образование»

Председатель отделения: доктор психологических наук, действительный член РАЕН, президент НАНО и КАНОН Наталия Владимировна Маслова

ПРОЕКТ - "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

В 1901 году Анна Безант опубликовала работу, которая называлась "Мыслеформа". Это понятие встречается в трудах Платона, Аристотеля, Сократа.   Тысячелетний опыт человечества оказался востребован современными исследователями в области образования и психологии.

Создание передовой системы образования - это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России на пути в XXI век. Концепция ноосферного образования является частью концепции ноосферного пути развития России, разработанной Академией Естественных Наук в 1993-1995 гг., и исходит из её базовых понятий и принципов. Концепция ноосферного образования - это система научно-теоретических, гносеологических, методологических и практических взглядов на природу образования и возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода.

Концепция ноосферного образования является конвергенцией естественнонаучных, гуманитарных концепций и практик образования конца XX в. Концепция отвечает на следующие вопросы времени.

  1. Каковы научно-теоретические, гносеологические, методологические основы образования?
  2. Как практически организовать педагогическое пространство, чтобы обрести необходимые условия и оптимальные технологии в подлинно экологичном, гуманном образовательном процессе?
  3. Как организовать жизнеспособную систему управления образованием в рамках программ сквозного развития всех звеньев воспитательно-образовательного процесса (семья-сад-школа-вуз)?
  4. Как экономично организовать саморазвивающийся процесс образования?
  5. Как избежать авторитаризма и неподвижности системы образования?
  6. Как вести перестройку педагогического процесса, технологии образования в сторону гармонизации и экологизации образования на этапе ноосферного перехода?
  7. Как в существующей системе подготовки и переподготовки педагогических кадров организовать учебный процесс так, чтобы в короткое время дать толчок к естественной трансформации мышления, методологии и мировоззрения каждого отдельного педагога?
  8. Как сориентировать человека в современном обществе?

В концепции представлено неразрывное единство 4-х частей: научно-теоретической, гносеологической, методологической и практической.

ПРОГРАММА ПЕРЕХОДА К МОДЕЛИ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принимая во внимание современное состояние потребности, социальную функцию и стратегическое назначение системы образования, Российская Академия Естественных Наук разработала, апробировала и предлагает к широкому внедрению в практику образовательных учреждений г. Москвы и Подмосковья программу «Ноосферное образование».

Понятие «Ноосферное образование» понимается как природосообразное воспитание и образование целостного мышления личности. Оно базируется на признании введенного в отечественную науку В.И.Вернадским понимания сферы разума (ноосферы) как эпохи разумно управляемого соразвития природы- человека- общества без ущерба для последующих поколений.

Целью программы является отработка новой модели естественного для человека природосообразного образования, включая постановку человекоориентированных целей, задач и средств образования (методик, технологий, биоадекватных учебников)

Задачей программы является организация широкого опыта взаимодействия участников образовательного процесса с новыми средствами , методами, технологиями, биологически адекватными природе человека, и выявление социально значимых результатов этого внедрения для их последующего осмысления.

Научным принципом программы признана природосообразность, понимаемая как знание и учет в образовательном процессе природы мозга, природы информации, природы человеческого организма.

Методическим принципом программы признан этический императив, понимаемый как использование в образовательном процессе методов, технологий, учебно-воспитательных средств, не способных нарушить природной гармонии: биоритмов тела, мозга, окружающей человека среды и позволяющих мотивировать позитивный выбор, раскрытие творческих способностей и самоидентификации личности в социуме.

Назначение программы: дошкольные, школьные, внешкольные, вузовские, поствузовские учреждения образования, семья.

Структура программы включает 5 основных направлений:

  • дошкольное образование
  • школьное образование
  • внешкольное образование
  • вузовское образование
  • поствузовское образование

Финансовое обеспечение.

Предусматривается 2 варианта финансирования программы:

I - связанное с концептуальной трансформацией образования и II- связанное с дополнительным финансированием.

I. Концептуальная трансформация системы образования на идеи ноосферного образования не потребует дополнительного финансирования как в п.I :

Программа может быть проведена поэтапно за счет переструктурирования внутренних резервов (мышление педагогов, администраторов) на существующей материально технической базе, даже в сложившейся ситуации. Федеральные средства на издание учебников и переподготовку кадров используется в направлении новой концепции «Ноосферного образования».

II. Дополнительное финансирование

1.Финансирование программы в части подготовки учебников нового поколения (биоадекватные учебники) потребует 120 тыс. долларов (из расчета 4 тыс.дол. на подготовку 1 учебника).

2.Финансирование программы переподготовки учителей, преподавателей, администраторов (из расчета 100 долларов на переподготовку1 учителя ).

Прогнозируемый результат:

В начале программы

Ближайший год:
  • рост компетентности , профессионализма педагогов;
  • взрыв интереса креативности учащихся к процессу учебы;
  • трансформация образовательной системы в сторону неманипулятивности, гуманности;
  • экологизация мышления, духовности, социума;
  • сокращение в 3-4 раза заболеваемости учащихся и педагогов;
  • сокращение антисоциальных проявлений в социуме в 3-4 раза
Через 10-11 лет Россия получит поколение москвичей, инструментально владеющих ноосферным сознанием, то есть:
  • целостным, здоровым мышлением,
  • ноосферным мировоззрением (способность осознанно трансформировать негативные проблемы (личного характера, социума, экономики, окружающей среды) в позитивные);
  • методологией целостного/природосообразного мышления.
  • Сокращение в 3-4 раза социальных затрат на образование
  • Стойкое сокращение заболеваемости как учащихся, так и учителей в 5-6 раз;
  • Сокращение антисоциальных проявлений в 5-6 раз;
  • Укрепление системы гуманного природосообразного образования;
  • Укрепление семьи и социума.

I. Дошкольное направление.

Программа «Ноосферное образование» базируется на признании приоритета воспитания личности , здоровья ребенка и формирования доминантных потребностей человека в семье. Основываясь на потребностно - деятельностной концепции воспитания, определяя фигуру родителя, воспитателя как ключевые в дошкольный период роста и формирования личности, программа выдвигает в качестве приоритетной задачу раскрытия творческого потенциала ребенка.

Цель программы:

  • воспитание здорового ребенка;
  • воспитание образного (правополушарного) мышления ребенка;
  • воспитание разумных потребностей ребенка;

Методы работы с дошкольниками нацелены на раскрытие 5-6 каналов восприятия информации, укрепление тела и духа детей.

Основные мероприятия:

  • Подготовка и переподготовка воспитателей и педагогов, владеющих целостным мышлением (имеется 16 образовательных учреждений в г.Москве, работающих по программе РАЕН.
  • Подготовка биоадекватных учебных пособий для дошкольников и их родителей;
  • Широкая пропаганда знаний о правополушарных возможностях мышления человека и роли детской образности для формирвания целостного мышления.
  • Подготовка и проведение занятий для родителей («родительская школа») в том числе на ТВ, СМС по программе «Ноосферное образование».

Прогнозируемый результат:

Физическая, психологическая, творческая, интеллектуальная готовность детей к учебе в школе.

II. Школьное направление.

Программа «Ноосферное образование» предлагает комплексную концепцию образования на основе передовых достижений отечественной и зарубежной науки и психолого-педагогической практики. В соответствии с современной теорией познания предлагается методология, методика, технология преподавания школьных дисциплин и учебники, биологически адекватные природному механизму восприятия и переработки информации человеком.

Цель программы:

  • воспитание целостного мышления ( в дополнение к преобладающему дискурсивно-логическому типу мышления);
  • высвобождение творческого потенциала учителя и ученика в ходе учебы и общения;
  • воспитание глубинной личностной мотивации к учебе;
  • 4-х кратное высвобождение ресурсов здоровья и времени учащегося и учителей.
  • 4-х кратная экономия финансовых и технических ресурсов общества;
  • трансформация психологической, медицинской социальной, криминогенной напряженности современности.

Методы, биологически адекватные природе человеческого мозга и организма, имеют глубокое обоснование в традиционной и современной науке. Они направлены на вовлечение в учебный процесс 5-6 каналов восприятия в биоритме «активность - отдых», присущем живому миру.

Основные мероприятия:

  • подготовка педагогических кадров, владеющих целостным мышлением. (эта работа ведется 6 лет, имеются программы, опыт, педагогические кадры)
  • подготовка биологически адекватных человеческой психике и физиологии учебников и пособий на базе существующих государственных программ с постепенной корректировкой последних в соответствии с достижениями наук.(Программа биоадекватных учебников РАЕН включает 34 наименования, 4 из них изданы, 8 находятся в работе).
  • Внедрение биоадекватных методик и технологий (апробация проведена в школах и вузах Москвы и Подмосковья).
  • Широкая пропаганда ноосферного образования как необходимого этапа в период перехода России на ноосферный путь развития.

Прогнозируемый результат

Через 10-11 лет Россия получит поколение москвичей , владеющих целостным мышлением способных к самоидентификации в социуме и способных трансформировать негативные проблемы социума , экономики, окружающей среды в позитивные.

III.Вузовское направление.

Программа «Ноосферное образование» для вузов основывается на необходимости предоставить молодежи информацию и первичные навыки целостного мышления. Это возможно сделать путем введения учебного курса «Праксеология» на 1-2 году учебы в вузах.

Целью курса является снижение медицинской, психологической, наркологической, маргинальной напряженности в среде студентов (абитуриентов) , помощь молодежи в самореализации и адаптации в социуме.

Методом курса является осознание системности физиологических процессов восприятия, переработки информации человеком на основе Общей Теории Систем.

Основные мероприятия.

Переподготовка педагогов, владеющих целостным мышлением; издание курса «Праксеология» для студентов; широкая пропаганда процессов восприятия информации, Общей Теории Систем, Синергетики.

Прогнозируемый результат:

90% студентов самостоятельно находят пути гармонизации и самореализации в социуме после изучения курса «Праксеология». Объем курса-25 часов. Апробация проведена в Международном Эколого-Политологическом Университете.

IV. Поствузовское направление

рассматривается в программе «Ноосферное образование» как образование взрослых(в период их самостоятельной жизни) с основной функцией - коррекция, адаптация в быстроменяющемся социуме.

Целью программы является

научение адаптивным методам понимания человеческого поведения и общения, овладение навыками межличностного и социального поведения, оказание помощи и самопомощи в социальной адаптации.

Методом программы является осознание процесса отражения информации в сознании и проекции этого процесса в поведении людей. Образование взрослых по программе «Ноосферное образование» имеет задачи:

  1. Вовлечение взрослых в общественную жизнь на основе изменяющихся ценностных ориентиров (целостное мышление);
  2. Развитие социальной активности средних социальных слоев на основе позитивного целостного мышления;
  3. Снижение социальной поляризации через овладение адаптивными методами мышления;
  4. Снижение бытовой , политической, этноконфессиональной конфликтности, за счет позитивного целостного мышления;
  5. Вовлечение взрослых в социально значимый процесс воспитания подрастающего поколения на методах естественного гармоничного мышления;
  6. Подготовка родителей к осмысленному деторождению и воспитанию детей.

Прогнозируемый результат:

90% охваченных учебным процессом биоадекватного общения самостоятельно адаптируются в социуме, гармонизируются в нравственном, психологическом, творческом планах

Заключение.

Программа «Ноосферное образование» охватывает все социальные слои населения и ориентирована на активизацию и осознание естественного внутреннего ресурса человека - позитивного мышления на основе здоровых, разумных потребностей.

Это одна из самых простых, естественных и дешевых социальных программ одновременно является чрезвычайно трудоемкой. Она решает проблему перехода к новому способу мышления ,и тем самым к новому человеку.

Сайт: raen-noos.narod.ru

ПРОГРАММЫ: