Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
+38 067 591 33 63

Дом Вернадского, г. Харьков

ХАРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДОМ В.И.ВЕРНАДСКОГО»

Общественная организация «Дом В.И.Вернадского» создана в 2004г.

Инициатором её создания стал военный врач, реаниматолог, специалист в области восточной, народной и нетрадиционной медицины, прошедший Афганскую войну (1985-1986 гг.), доктор педагогических наук Геннадий Васильевич Курмышев.

В состав учредителей организации вошли начальник областного управления образования и науки Л.А.Белова, заместитель начальника областного управления образования и науки В.А. Ландсман.

«… Методика ноосферного образования позволяет перейти украинскому народу на гармоничный уровень развития государства, что в итоге позволит Украине в кратчайшие сроки войти в число наиболее развитых стран планеты».

В составе учредителей – директор общественной организации «Роддом» Ю.Л. Рынтовт, архитектор, художник, общественный деятель, который был инициатором и первым в Украине организатором приглашения конференций ноосферного образования. Благодаря помощи Ю.Л. Рынтовта около 20 учёных, работающих в области ноосферной науки и образования из России, Казахстана, Германии побывали в Харькове и передали свой опыт коллегам Украины.

"Все мы есть часть одного живого организма,
к которому необходимо относиться
с должным уважением и любовью,
все это единая система, в которой дух
и материя переплетены воедино,
и частное всегда отражает целое,
там, где человек един с миром до каждой молекулы "
Ю.Рынтовт – автор и создатель природосообразных архитектурных этнографических поселений (хуторов) в Украине.

Завуч Боровской школы I-III ступени им.Сергея Закоры Змиевского района В.Н.Тур.

«…Ноосферное образование – это самое эффективное из всех существующих в последнее время инновационных технологий педагогики.
Ноосферные уроки – это уроки гармонизации, восстановления здоровья учащихся. На ноосферных уроках дети получают информацию в состоянии комфорта, радости и единения с Миром». В.Н.Тур – автор первых в Украине биоадекватных учебных пособий «Русский язык», «Сборник диктантов», «Биоадекватная методика преподавания. Методическое пособие для учителя» (1-2 сборники). В.Н.Тур подготовила первых ноосферных учителей в Украине.

Практический психолог «Дома Вернадского» О.П. Ващенко

«…Любовь – божественный закон человеческого общежития. Мы никогда не построим гармоничного общества, если внутри нас нет гармонии».

Учитель биологии и психолог Шелудьковского лицея Змиевского района Л.В.Мороз, организатор ноосферной школы родителей в селе Шелудьковка, автор ноосферного пособия по воспитательной работе с учащимися.Она считает:

«… Если ты способен отдавать свои знания и способности, то ты на правильном пути».

Учитель физики и информатики Октябрьской школы Баллаклеевского района В.В. Панченко – автор биоадекватного учебника «Физика для 7 класса».

Учитель украинского языка и литературы Боровской школы I-III ступени им. Сергея Закоры Змиевского района Н.А.Немченко – первый в Украине ноосферный учитель, создавший и показавший открытые биоадекватные уроки украинского языка в Харькове. Её опыт переняли многие учителя Украины.

Учитель физкультуры Октябрьской школы Баллаклеевского района В.И.Павленко.

Владимир Иванович Павленко впервые внедрил ноосферную методику преподавания на уроках физической культуры, провёл открытые уроки физкультуры в Харькове, Санкт-Петербурге, создал учебное пособие для учителя по биоадекватному преподаванию физической культуры.

Активное участие во внедрении ноосферного образования в Украине приняли учителя Боровской школы Змиевского района В.Н.Тур, Н.А.Немченко, А.В.Короткова, Н.Н.Межерицкая, В.В.Каткова, Л.И.Селезнева во главе с директором школы Е.И. Двигун; учителя Шелудьковского лицея Змиевского района Л.В.Мороз. М.В.Половинка; учителя Октябрьской школы Балаклеевского района В.В.Панченко, В.И.Павленко;увчителя Гусино-полянской школы Змиевского района О.А.Марченко, Т.В. Макарова.

Весомый вклад в развитие ноосферного образования внес начальник областного управления образования и науки В.Э. Луначек, который утвердил первые экспериментальные ноосферные площадки в Украине в Харьковской области. Сменивший его В.П.Гарковец о результатах эксперимента сообщил министру образования и науки Украины. Итогом стало открытие курсов ноосферного образования в Харьковском областном научно-методическом институте непрерывного образования.

Цели работы Дома В.И.Вернадского

  • Пропаганда идей В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере и роли граждан Украины в их изучении.
  • Освоение учительством Украины ноосферных средств и методов преподавания в школах и вузах Украины.
  • Проведение конференций, обучающих семинаров,чтений с целью освоения ноосферных идей В.И.Вернадского и внедрения их в образовательно-воспитательную практику Украины.
  • Создание первых учебных пособий по методике биоадекватного преподавания для учителей Украины.
  • Создание сборников трудов по вопросам ноосферного образования, развития человека и общества и их публикация.

Основополагающие принципы работы Дома В.И.Вернадского

  • Природосообразность, понимаемая как знание и учет в образовательном процессе природы мозга, природы информации и природы человеческого организма.
  • Использование в образовательном процессе методов, технологий, учебно-воспитательных средств не способных нарушить природной гармонии: биоритмов тела, мозга, окружающей человека среды и позволяющих мотивировать позитивный выбор, раскрытие творческих способностей и самоидентификация личности в социуме.

Важнейшие работы Дома В.И.Вернадского

1) Разработка программы «Ноосферное образование для школ Украины». Среди базовых положений этой программы:

«Отработка новой модели естественного для человека природосообразного образования, включая постановку человекоориентированных целей, задач и средств образования (методик, технологий, биоадекватных учебников):

а) Дошкольное направление:

воспитание здорового ребенка;

воспитание образного (правополушарного) мышления ребенка;

воспитание разумных потребностей ребенка.

б) Школьное и внешкольное направление:

воспитание целостного мышления (в дополнение к преобладающему дискурсивно-­логическому типу мышления);

высвобождение творческого потенциала учителя и ученика в ходе учебы и общения;

воспитание глубинной личностной мотивации к учебе;

трансформация психологической, медицинской социальной, криминогенной напряженности современности.

в) Вузовское направление:

снижение медицинской, психологической, наркологической, маргинальной напряженности в среде студентов (абитуриентов) и помощь молодежи. в самореализации и адаптации в социуме.

г) Поствузовское направление:

научение адаптивным методам понимания человеческого поведения и общения, овладение навыками межличностного и социального поведения, оказание помощи и самопомощи в социальной адаптации.

Задачи Дома Вернадского

Организация широкого опыта взаимодействия участников образовательного процесса с новыми средствами, методами, технологиями, биологически адекватными природе человека, и выявление социально значимых результатов этого внедрения для их последующего осмысления.

Ноосферное образование в Украине развивается с 2002 года. Более активно внедрение идей и технологий ноосферного образования началось с 2004 года, когда была основана Харьковская областная общественная организация «Дом Вернадского». Со дня основания и по настоящее время ее возглавляет Г.В. Курмышев, который является организатором ноосферного образования в Украине. За это время выполнена следующая работа:

1) Проведено 7 Международных научно-практических конференций по ноосферному образованию.

2) Издано 2 сборника научных трудов «Ноосферное образование в Украине» (2007, 2008 гг.), сборник материалов ХХІ Международной научно-практической конференции «Ноосферное образование - фундамент устойчивого развития общества» (в 2007г.), методическое пособие «Ноосферное образование в Украине» (Гриф Министерства образования и науки Украины, в 2009 г.). Издано с Грифом Министерства образования и науки Украины второе методическое пособие (в двух книгах, 2012г.) - «Теория и практика ноосферного образования в Украине» под редакцией Г.В. Курмышева и Т.В. Олейник.

3) Подготовлено по курсу «Целостное мышление» более 200 учителей различных регионов Украины для работы по ноосферной методике преподавания,

4) В условиях регионального эксперимента по ноосферному образованию работали 3 общеобразовательных школы г. Харькова и Харьковской области (Боровская и Гусинополянская СОШ Змиевского района, гимназия № 141 г. Харькова). Учителя, которые внедряли ноосферную методику, создали оригинальные учебные пособия и разработки биоадекватных уроков , 8 учителей неоднократно становились Лауреатами Международных конкурсов «Виват, учитель!» и Фестивалей педагогического мастерства «Педагогика ІІІ тысячелетия» в г. Одесса (В.М. Тур, Л.В. Мороз, Н.В. Немченко).

5) С 2007 г. по инициативе Дома В.И.Вернадского ноосферное образование начало внедряться в высших учебных заведениях Украины. Первая Международная конференция «Ноосферное образование в высших учебных заведениях Украины» состоялось на базе Харьковской государственной академии городского хозяйства (доцент Т.О. Мамаева), следующая - в 2009 г. на базе Севастопольского национального технического университета (доцент С.Е. Моторная).

Активное участие в распространении методики ноосферного образования приняла Всеукраинская ассоциация валеологов во главе с проф. М.С. Гончаренко (ХНУ им. В.Н. Каразина). Началась публикация методических разработок и исследований в отрасли ноосферного образования в профессиональных изданиях высших учебных заведений Украины.

6) Защищено 2 кандидатские (Курмышев Г.В., Олейник Т.В ) и 2 докторские (Кузнецова А.Ф., Курмышев Г.В.) диссертации по проблематике ноосферного образования. Кафедрой валеологии ХНУ им. В.Н. Каразина (зав. кафедрой М.С. Гончаренко) выполнено сравнительное обследование состояния здоровья школьников, которые учатся по традиционной и ноосферной методиками.

7) Научные работники и учителя Дома Вернадского награждены 28 грамотами и дипломами .. На трех Международных Салонах инноваций «Ноосферная наука, образование и культура» (2010 - 2012 гг.), получены золотые медали : В.М. Тур, Г.В. Курмышев, Л.В. Мороз, М.В. Половинка, Т.О. Мамаева, В.П. Клочко, К.В. Кухтин, А.Ф. Кузнецова, а также 1 кубок (А.Ф. Кузнецова ) за выдающиеся авторские разработки и достижения в области ноосферного образования.

8) Серебряными медалями В.И. Вернадского награждены Г.В. Курмышев, О.П. Ващенко, В.М. Тур, Л.В. Мороз; Г.В. Курмишев награжден медалью российского общества «Знание» акад. И.И. Артоболевского за заслуги в просветительской деятельности, а также Золотым крестом Украинского Вольного казачества (г. Одесса) за активное внедрение ноосферного образования в Украине.

9) В Международную ноосферною академию науки и образования (НАНО) вошли украинские научные работники, а именно: Вице-президент - Г.В. Курмышев, действительные члены - А.Ф. Кузнецова, М.С. Гончаренко члены-корреспонденты - Т.В.,Олейник, Н.Д., Волкова ,советники - О.П. Ващенко , В.Н. Тур, Л.В Мороз.

Председатель правления ХООО «Дом Вернадского»
доктор педагогических наук
вице-президент НАНО
академик РАЕН, начальник Главного управления
по социальным вопросам Украинского
Вольного Казачества - генерал-лейтенант
Г.В. Курмышев